Продолжение. Начало здесь.
Одним из первых грузовых автомобилей, или как тогда их называли – грузовозов, можно считать «Даймлер» конструкции инженера Б.Г. Луцкого. Этот автомобиль, принадлежавший Морскому ведомству, перевозил грузы от Ижорского завода в Колпино до Санкт-Петербурга в 1901 году.
Она имела грузоподъёмность в 300 пудов, развивая при этом скорость в 10 вёрст в час. Перевозка грузов на таком автомобиле была выгодна: она обходилась в пять раз дешевле конной тяги. Выгода очевидная, но распространению грузовозов в России мешали два обстоятельства (и это без дураков!) – малое количество самих машин, ну, и, конечно же, плохое состояние дорог.
Однако со временем грузовозы всё же шли на смену лошадям, и некоторые предприниматели и предприятия обзаводились грузовыми автомобилями. Так, в 1908 году управление Севастопольского порта приобрело для своих нужд шесть грузовозов фирмы ФИАТ. Тут надо отметить, что на сегодняшний день автомобиль не полностью заменил гужевой транспорт. Не только в развивающихся странах, но и в России (в сельской местности) сегодня ещё прибегают к конной тяге при перевозке небольших грузов.
Но вернёмся к началу XX века. Нужно заметить, что ввозившиеся тогда в Россию грузовики были разных марок, мощностей и грузоподъёмности. По мнению ведущих специалистов того времени, для использования на внутренних путях лучше всего подходили машины грузоподъёмностью не более трёх тонн. Оптимальными были признаны полутора- и трёхтонные грузовики без прицепа. Ограничение грузоподъёмности диктовалось состоянием дорог. Обязательным считалось наличие двух боковых сигнальных фонарей, двух передних прожекторов и заднего номерного фонаря. Одно из важнейших требований состояло в том, чтобы пуск двигателя осуществлялся непосредственно с места водителя.
К началу 1914 года на десять тысяч имевшихся в стране автомобилей приходилось около полутора тысяч грузовозов. За годы мировой войны наметилась тенденция к увеличению их закупок. А когда в 1916 году стало организовываться собственное автопроизводство, то опыт, приобретённый в предыдущие годы, позволил выбрать наиболее совершенные образцы (такие как «Бенц» и «Лаурин и Клемент»). Использовали его и впоследствии, ведь именно полутора- и трёхтонные машины стали выпускаться на первых советских автозаводах.
Продолжение следует.