Продолжение. Начало здесь.
До появления железной дороги путешествие из Москвы в Петербург всегда считалось делом трудным. В зависимости от времени года и состояния дороги оно могло длиться неделю и больше. С появлением велосипеда трасса между столицами превратилась в место соревнований для любителей этого вида спорта, а затем на неё обратили внимание и автомобилисты.
Первая в двадцатом веке гонка между столицами состоялась в начале июля 1901 года. Старт – в Москве, финиш – в Царском Селе. На неё записались всего пять спортсменов. Тем не менее, автомобили участников разделили на категории. В первую, в категории «тяжёлых колясок», попали машины представителя фирмы «Клеман Гладиатор Фебус» в Петербурге Луи Мази, и Фёдора Танского – директора торгового дома «Победа», продававшего велосипеды и самодвигатели в столице России. Во второй катергории – «лёгких колясок» - оказался только один человек – Алексеев. В категории трициклов было два участника: Сурмец и Пельтцер. Все гонщики, кроме москвича Пельтцера, были из Петербурга.
Стоит отметить, что организация соревнований оставляла желать лучшего. На контрольных пунктах не оказалось ни еды, ни питья для гонщиков, а канистры с бензином и маслом не были даже распакованы.
Самое интересное было на финише, в Царском Селе. Зрители ждали спортсменов на финише утром второго июля. Однако первым соревнования, по ожиданиям, должен был закончить Мази к шести вечера, но прибыл гораздо позже (и не своим ходом)! Автомобиль Алексеева прибыл на контрольный пункт уже после его закрытия, а Танский, Пельтцер и Сурмец вообще до него не добрались.
Дело обстояло так: после полуночи, в двух верстах от финиша автомобиль Мази сломался, и его до контрольной черты просто толкали вручную. Остальные спортсмены, выехав с последнего контрольного пункта, сбились с дороги, не обозначенной никакими указателями, и несколько вёрст ехали в другом направлении. При этом у Пельтцера на трицикле порвался приводной ремень. В довершение всех бед, после финиша, спортсменам пришлось ночевать в коморке ипподромного сторожа, так как ехать в город у них не было сил.
В последующие годы гонки из столицы в столицу устраивались всё реже и реже. Главным мероприятием для любителей быстрой езды становится пробег на Императорский приз.