Продолжение. Начало здесь.
Главными инициаторами первой в России «гонки моторов» были автомобилисты-любители, объединявшиеся вместе с велосипедистами в Обществе велосипедной езды Санкт-Петербурга. Состязания механических экипажей тогда были в новинку не только в России, но и в Европе, ведь с момента проведения самых первых гонок во Франции прошло каких-то четыре года. Старт российских соревнований несколько раз переносили и, наконец, назначили на 11 октября 1898 года. Больше тянуть было нельзя, так как распутица и ранние морозы могли внести свои поправки в планы гонщиков.
Поначалу на гонку зарегистрировались четырнадцать человек. Но только половина из них оказалась на старте. Шестеро управляли трёхколёсными мотоциклетами «Клеман». Единственный участник-автомобилист был представлен фирмой «К. Шпан». Это был «Бенц» с кузовом «фаэтон».
Старт назначили на станции Александровка Варшавской железной дороги. Технику туда привезли поездом вместе с участниками и публикой. Погода, между тем, преподнесла сюрприз: повалил снег. На старте участников гонок поджидала толпа, которую, прежде всего, интересовало: «пойдут ли моторы по снегу?». Однако, участники пробега – господа Беляев, фон Лоде, Мази, Мерль, Степанов, Шнейдеров и Лаврентьев, выстроились на старте.
В одиннадцать часов дня был дан старт. Первым на трассу вышел фон Лоде и, натолкнувшись на соседа по старту, перевернулся вместе со своим «мотором». Продолжать гонку он не может – погнуты ось и колесо. Вторым трогается Шнейдеров, за ним – все остальные. Последним линию старта покидает «Бенц» под управлением Лаврентьева.
Первым на финиш пришёл господин Беляев, вторым – Степанов, за ним – Мерль. А вот Лаврентьев на «Бенце» финишировал (как и стартовал) последним!
Надо отметить, что средняя скорость победителя составила двадцать четыре с половиной километра в час! Между прочим, так быстро по обычным дорогам в России ещё никто не ездил.
Были у гонки и другие последствия: интерес к автомобилям вырос настолько, что в последующие дни после соревнований все завезённые в единственный автомагазин Санкт-Петербурга «моторы» оказались раскупленными. А главный итог гонки состоял в том, что она воодушевила огромное количество энтузиастов на проведение новых соревнований, положивших начало автоспорту в России.
Продолжение следует.