Продолжение. Начало здесь.
Первые мотоциклы появились в России ещё в XIX веке. То были двухколёсные машины «Гильдебрандт и Вольфмюллер» - одни из самых известных мотоциклов своего времени.
Правда, до технического совершенства им было ещё далеко. Но как только в продаже появились более совершенные трёхколёсные мотоциклы с электрическим зажиганием, любители моторов пересели на них. Речь идёт о трициклах с двигателями «Де Дион-Бутон». Правда, на Западе мода, как это обычно бывает, продержалась недолго – год-другой, а вот в России трёхколёски пришлись ко двору, и многие отечественные автомобилисты начинали именно с них. Техника эта была настолько популярной, что первые российские автогонки можно было назвать мотоциклетными, ведь в них принимал участие только один автомобиль и шесть трициклов!
Однако в начале ХХ века мотоциклетная техника совершенствовалась, и появились вполне приличные двухколёсные машины, которые в конечном итоге полностью вытеснили неуклюжие трициклы. Правда, поначалу было неясно, за какой конструкцией будущее, и в определении его большую роль сыграли гонки. Устраивались они как на шоссе, так и в закрытых помещениях. Больше всего для этой цели подходил Михайловский манеж в Санкт-Петербурге. Так, 21 марта 1902 года там состоялись соревнования, в которых, правда, приняли участие всего два спортсмена.
Надо отметить, что в те годы отечественные предприятия мотоциклов почти не выпускали. Больше всего «моторов» ввозилось из Германии, Франции, Англии, Австрии и Североамериканских Штатов, но попадались и машины из Швейцарии и Бельгии.
В 1913 году началась организация Всероссийского общества мотористов (ВОМ), закончившаяся в 1914 году.
На первых порах Общество провело несколько соревнований, но затем началась война, и спортивная жизнь несколько утихла. Однако неплохим шансом продемонстрировать свою сноровку для мотоциклистов были соревнования, проводившиеся Обществом и в годы войны. Из самых известных соревнований подобного рода надо отметить «Зимнее состязание мотоциклистов», проводившееся в 1915 году.
Вскоре, однако, для мотоцикла настали «чёрные дни», и машина эта растеряла многих своих поклонников. Люди мирились со «спартанскими» условиями езды до тех пор, пока не распространились более комфортабельные «моторы» - автомобили. А двух-, трёх- и четырёхколёсные мотоциклы отошли на второй план и стали достоянием «любителей-спортсменов».
Продолжение следует.