Продолжение. Начало см. здесь.
С появлением в России автомобиля у наших соотечественников появилась возможность ездить очень быстро («Какой же русский не любит быстрой езды?»).
Но, одно дело – любить быструю езду, а другое – уметь водить автомобиль на высокой скорости (надо заметить, что и сто с лишним лет спустя эта проблема не решена). Для того чтобы определить, кто из любителей «проехаться с ветерком» лучше управляет автомобилем, и начали проводиться соревнования.
Гонки на моторных экипажах устраивали спортивные общества, журналы и даже частные лица. Существовал целый ряд соревнований, считавшихся наиболее престижными. Не последнее место в нём занимала гонка на Кубок имени Павла Николаевича Беляева.
Павел Николаевич был победителем первой в нашей стране гонки моторов, принимал активнейшее участие в организации Российского автомобильного общества (РАО), а затем долгое время был бессменным председателем гоночной комиссии этой организации. С его участием готовилась и проходила Первая международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1907 году.
9 июля 1904 года в Петербурге собралась учредительная комиссия в составе А.П. Нагеля, С.Н. Корибут-Кубитовича и Б.С. Постникова. Её задачей было разработать «статут Кубка». Согласно статуту, кубок имени Павла Николаевича Беляева разыгрывался ежегодно в память о некогда одержанной им победе в первой российской автомобильной гонке. К статуту допускались только члены российских или иностранных автомобильных обществ. После розыгрыша кубок переходил в тот клуб, представитель которого одержал победу. Имя победителя гравировалось на кубке.
Запись на гонку происходила у секретаря Санкт-Петербургского автомобильного клуба. При этом вносился так называемый подписной взнос – 15 рублей – и такой же залог. Из этих денег складывался кубковый фонд.
На каждом гоночном автомобиле должно было находиться не менее двух седоков, причём весь ремонт (если такое случится) экипажу полагалось делать без посторонней помощи, пользуясь только теми запчастями, которые имелись в машине. Впрочем, часто ремонт и не требовался, ведь маршрут гонки был небольшим (Александровка – Стрельна – Александровка).
Кубок Беляева был не единственным в своём роде. Разыгрывались кубки журналов «Автомобиль», «Самокат» и пр. Но самыми престижными в России считались пробеги на Императорский приз, проходившие регулярно с 1910 года и собиравшие большое количество гонщиков со всех концов страны и из-за рубежа.
Продолжение здесь.