Продолжение. Начало здесь.
Самый первый рекорд скорости на автомобиле зафиксирован представителями Французского автомобильного клуба ещё в 1898 году. С тех пор установление рекордов стало обычным делом во многих странах мира.
В августе 1902 года Вандербилд на автомобиле «Морс» достиг скорости 122 км/час. В 1903 году Риголли на «Горбон-Брилье» разогнался до 134 км/час, а в следующем году он выжал из своей машины 152 км/час.
В России достижения в этой области были значительно скромнее. Причин тому много: и отсутствие мощных машин и специальных автодромов для гонок, и небольшое по сравнению с Америкой, Англией и Францией общее количество машин в стране. Тем не менее, первый (неофициальный) рекорд скорости был зафиксирован у нас ещё в 1901 году. Его поставил Л. Мази, пройдя версту с хода за 45,39 секунды (1 верста=1 066,8 метра). В 1904 году А. Солдатенков показал результат, который в пересчёте давал 106 вёрст в час!
Первый же официальный рекорд скорости в нашей стране был установлен графом А. Мордвиновым 24 мая 1909 года. Его «Опель» промчался версту за 29,9 сек. (124 версты в час). Но рекорд Мордвинова был побит в том же году в Риге, когда гонщик Эрле на «Бенце» одолел версту в 25 секунд, что соответствовало скорости 144 версты в час. Скромность результатов объяснялась не только отсутствием рекордных трасс, но и тем, что русские спортсмены были в основном любителями, а не профессионалами. Но и эти рекорды оплачивались не только потом и нервами, но порой и человеческими жизнями. Так, при попытке побить рекорд Эрле потерпел аварию и погиб известный в России спортсмен Александр Ветчинин.
Один из последних рекордов в дореволюционной России установил на гонке, организованной в 1913 году Санкт-Петербургским автомобильным клубом, Ф. Хернер – 189,5 вёрст в час. Это достижение было сделано на машине «Бенц». Из машин русского производства самым быстрым в официальной статистике числится знаменитый «Руссо-Балт» гонщика Иванова, который на той же гонке показал скорость 121 верста в час.
Таким образом, в России, как и по всему миру, автомобильный спорт и рекордные заезды сделали очень много для популяризации самодвигателей. Именно благодаря им у публики сложилось, хотя и не сразу, положительное представление об автомобиле, как о символе прогресса и полезном достижении техники.
Продолжение следует.