Глава из готовящейся книги «Операция советских спецорганов по нахождению лжецарской могилы в Поросенковом логу в 1976-1991 годах. Современные лоббисты признания екатеринбургских останков царскими»
26.4.5) Уголовное дело, инициированное Гелием и Ольгой Рябовыми против Маргариты Рябовой, как доказательство покровительства КГБ СССР и ЦК КПСС раскопкам Рябова и Авдонина лжецарской могилы в Поросенковом логу.
В конце 1980 года Гелий Рябов фактически развелся со своей первой женой Маргаритой и в сентябре 1981 года женился тут же на второй (Ольге Ермилиной), в которую, как он признавался, сильно влюбился [1]. Разводы в СССР не одобрялись, особенно среди членов компартии, которым являлась Маргарита Рябова. С Маргаритой Васильевной Рябовой (в девичестве Кондратьевой) он формально был разведен еще в 1976 году. Возможно, произошло это из-за необходимости получить новую трехкомнатную квартиру на Ленинском проспекте, д. 109, которая по нормам им не полагалась, если они женаты. Может быть по другим основаниям. Но они продолжали жить вместе как муж и жена, вести общее хозяйство. Они вместе ездили осматривать Ипатьевский дом в 1976 году, потом ездили в Ленинград к сыну и дочери Янкеля Юровского.

Почтовая открытка от супругов Г.Т. и М.В. Рябовых Гоголюхиным. 1978 г.
(Из сборника СК РФ «Преступление века» [2, с. 227]). В почтовой открытке, напечатанной Маргаритой Рябовой от имени себя и своего мужа Гелия Рябова сообщает о встрече с Риммой и Александром с детьми цареубийцы Янкеля Юровского, в поисках сведений о могиле в Поросенковом логу под Екатеринбургом.
В сборнике «Преступление века», выпущенном следователями Следственного комитета РФ признается, что раскопки, проводимые Гелием Рябовым в Поросенковом логу были «нелегальными», то есть незаконными со всеми вытекающими отсюда последствиями: «31 мая и 1 июня 1979 года Г.Т. Рябов, А.Н. Авдонин, М.В. Рябова, Г.П. Авдонин, Г.П. Васильев и В.А. Песоцкий провели нелегальные раскопки в Поросенковом логу» [2, с. 232].
Вместе Маргарита и Гелий проводили раскопки не только в 1979, но и 1980-м году. Маргарита Рябова знала все о незаконных действиях своего мужа [3, параграф 10.4].
В ситуации, когда муж уходит к другой, многие оскорбленные жены способны на совершенно неадекватные поступки, лишь бы досадить изменнику. Одним из примеров подобного поступка можно считать книгу первой жены писателя Александра Солженицына Н.А. Решетниковой «В споре со временем». М. Изд-во АПН, 1975, которую ей настойчиво предложило написать КГБ. В этой книге, весьма далекой от объективности, Солженицын описан самовлюбленным человеком, с тяжелым характером. Таким образом, когда надо, КГБ активно использовало бывших жен в своих интересах и Маргарита Рябова, как бывший работник правоохранительных работников, это прекрасно знала. Однако, Гелий Рябов совершенно спокоен и не волнуется об этом. Видимо, он был полностью уверен в том, что куда бы не написала на него донос его бывшая жена, его везде прикроют: и в МВД, и в КГБ, и в Прокуратуре СССР, ведь он выполнял задание высших руководителей СССР. Разрешение заниматься Царским делом ему согласовал сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, как свидетельствует Ирина Щелокова, дочь министра в своем интервью газете «Московский Комсомолец» 16 июля 2017 года[1].

На месте раскопок в Поросенковом логу. 1 июня 1979 год. (Слева направо: Г. Т. Рябов, Г.П. Авдонина, М.В. Рябова, А.Н. Авдонин, В.А. Песоцкий).
А Маргарита Васильевна Рябова в процессе развода (в конце 1980 или в 1981 году) действительно писала доносы на своего мужа, о чем сообщается все в той же книге Натальи Львовны Розановой [4, с. 219], которую, как уже говорилось, составляли и редактировали вторая жена Рябова Ольга и, скорее всего, сам Гелий Трофимович, а также следователь В.Н. Соловьев: «Жена Гелия Трофимовича, Маргарита Васильевна (ныне покойная), написала письмо на имя председателя Комитета Госбезопасности Ю.В. Андропова. В своем послании она придала действиям Рябова политическую окраску, сообщив, что он ищет останки Царской Семьи с целью скомпрометировать советскую власть. С позиции властей Рябов и его единомышленники, конечно же, совершили тяжкое уголовно-политическое преступление…делу не дали хода». В книге Розановой указывается, что эти материалы запрашивались Генеральной прокуратурой РФ в 1990-е годы (прокурором-криминалистом В.Н. Соловьевым). Именно тогда, по мнению Розановой, Рябову стало известно, что десятью годами раньше ему могло угрожать преследование за вскрытие могилы [4, с. 219-220].

Ю.В. Андропов, Л.И. Брежнев и Н.А. Щелоков
- коллеги по совместной работе в ЦК КПСС.
Делу Гелия Рябова по доносу его первой жены Ю. Андропов не дал ходу ни тогда, когда поступил донос, ни позже, после декабря 1982 года, когда уже умер Л.И. Брежнев и был уволен с поста министра покровитель Рябова Щелоков. Не дали хода потому, что Г. Рябов выполнял программу, согласованную не только МВД, но и КГБ СССР, и ЦК КПСС. Напротив, как уже отмечалось, именно тогда, в 1981 году получил премию КГБ СССР фильм «Государственная граница», из восьми частей которого были закончены тогда только две, сценаристом которых был Гелий Рябов вместе с Алексеем Нагорным. Сами эти две серии, как и дальнейшие, были весьма посредственными на фоне других подобных советских фильмов. Они не шли ни в какое сравнение, например, с сериалом «Семнадцать мгновений весны», также получившим премию КГБ СССР в 1978 году (отметим: за полностью законченный сериал и спустя пять лет после выхода на экран).
Наталья Розанова (или сами Ольга и Гелий Рябовы) пишут, что «уже близилось новое время и начало краха советского государства», поэтому доносу не дали хода [4, с. 218-221]. Однако это не так. Ю.В. Андропов (на имя которого написан донос) возглавлял КГБ до мая 1982 года, и ни в 1980, ни в 1982 году никаких признаков приближения, даже перестройки не было. Наоборот, в 1983-1984 годах при назначении Генеральным секретарем ЦК КПСС Юрия Андропова коммунистическая власть что называется «закрутила гайки» в советском обществе еще жестче.
В книге «Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба» также объясняют спасение Г. А. Рябова от уголовного дела в 1981 году помощью Святителя Николая Чудотворца. В книге Розановой рассказывается о том, что Г. Рябов был хорошо знаком с настоятелем храма святителя Николая в Пыжах в Москве протоиереем Александром Шаргуновым и передавал на этот храм очень щедрые пожертвования – 20 тыс. рублей (10-летняя зарплата среднего служащего в начале 1980-х годов), полученные за проданный им сценарий фильма «Претерпевшие до конца. (Романовы)». Но этот сценарий был опубликован Рябовым впервые в альманахе «Выбор» в 1990 г. В действительности, протоиерей Александр Шаргунов стал настоятелем московского храма святителя Николая в Пыжах в 1991 году, а с Г. Рябовым познакомился только в 1989 году, о чем сам протоиерей Александр рассказал в своем интервью 4 октября 2021 года на портале ruskline.ru[2]. К этому времени, то есть к 1989-1991 годам, Юрий Андропов был уже более пяти лет в могиле. Поэтому ни первая, ни вторая версии спасения Г. Рябова от преследования КГБ в 1981 году, изложенные Н. Розановой, не находят своего подтверждения. Остается самое простое: либо высшее руководство КГБ СССР знало о том, что Г. Рябов выполняет программу, одобренную лично Л.И. Брежневым, и согласовало эту программу, либо само КГБ участвовало в разработке и реализации этой программы.
Вдова Ольга Рябова в своем интервью от 15 ноября 2022 года заявила, что за многочисленные доносы Маргариты Рябовой в ЦК КПСС, КГБ, МВД, Прокуратуру, издательство «Советская Россия» на Гелия Рябова и на нее саму, они добились возбуждения уголовного дела против Маргариты Рябовой [5]. В процессе рассмотрения уголовного дела Маргариты Васильевны по решению следователя она была помещена на месяц в психиатрическую больницу для обследования. Психиатры нашли ее вменяемой и не страдающей психическими заболеваниями, о чем свидетельствует дочка Маргариты Васильевны Валерия Никанорова [6]. По этому делу в 1983-1984 годах допрашивался бывший министр Н. Щелоков, как утверждала Ольга Рябова [5]. Суд один раз отправлял дело на доследование. Известный московский судья Октябрьского районного суда г. Москвы Александр Сергеевич Щагин 27 декабря 1984 года осудил Маргариту Рябову за клевету и заведомо ложный донос и хулиганство на два года условно с испытательным сроком пять лет [7]. Судья в своем опубликованном дневнике писал:
«23 декабря 1984 г.
Уже четвертый день слушаю дело Р[ябовой]. Завтра тоже буду продолжать слушание этого дела, переданного от другой народной судьи. Процесс идет очень трудно. Но день за днем все ближе подбираюсь к истине. Как ее, порой трудно установить! Но надо, иначе могут пострадать невинные люди» [8, с.198].

Маргарита Рябова. 1979 г. Первая супруга Гелия Рябова, помогавшая ему в раскопках в Поросенковом логу под Екатеринбургом в 1979 и 1980 годах
Невинные люди – это видимо Гелий Рябов, Александр Авдонин и их соратники гробокопатели. На этом суде в 1984 году и Гелий, и Маргарита Рябовы открыто давали показания, что они раскапывали царскую могилу в Поросенковом логу в 1979 году [5] и эти показания не вызвали никаких вопросов у советской прокуратуры. Без прикрытия со стороны КГБ и/или ЦК КПСС такое в СССР было невозможно. Судья А.С. Щагин в своем дневнике пишет, что в 1983 году ему вне процессуально пришлось общаться с офицером КГБ СССР по инициативе этого офицера, но тему встреч судья указать не имеет права. [7, с. 190].
Верховный суд России 9 октября 2025 года представил адвокату автора настоящей книги официальные сведения об уголовном деле Маргариты Рябовой, слушавшееся в 1984 и 1985 годах в Октябрьском районном суде г. Москвы, в Мосгорсуде и Верховном суде РСФСР.
Ниже впервые публикуется судебный акт открытого публичного судебного процесса, как исторический документ, а именно Определение Верховного суда РСФСР от 29 ноября 1985 года по уголовному делу Маргариты Рябовой. Из этого Определения видно какие напряженные отношения сложились в 1981-1982 годах между Маргаритой Рябовой с одной стороны и, Гелием и Ольгой Рябовой с другой. Цель этой публикации не вынести на публику личные отношения Гелия Рябова с первой и второй женой, а доказать, что Гелий Рябов еще до всякой перестройки и гласности, начавшейся в 1988 году, а во времена Брежнева, Андропова, Черненко в 1980-1985 годах, не скрывал от прокуратуры своей незаконной деятельности по вскрытию могилы в Поросенковом логу, которую он объявил царской. Это доказывает, что группа Гелия Рябова и Александра Авдонина при поиске могилы в 1976-1980 годах действовала по поручению и с одобрения МВД и КГБ СССР и, скорее всего, ЦК КПСС.


В УК РСФСР на 1984 год статья 130 – клевета, статья 131 – оскорбление, статья 180 – заведомо ложный донос, статья 206 – хулиганство.
Итальянской писательнице и журналистке Мариолине де Дзулиане в 1989 году Гелий Рябов так изложил свою версию суда: «После находки моя супружеская жизнь превратилась в ад, и я решил развестись, но жена воспротивилась, и начался полномасштабный процесс. Она так меня ненавидела, что, находясь в переполненном зале суда, выкрикнула в лицо судье, что я нашел могилу Романовых. К счастью, новость была настолько грандиозной, что в нее никто не поверил, и дело не пошло дальше» [154]. И здесь Рябов явно лукавил. Во-первых, «супружеская» жизнь Рябова превратилась в ад, потому что он тогда завел бурный роман с Ольгой Ермилиной, молодой редакторшей, на которой вскоре женился в 1981 году, потому что формально с Маргаритой Рябовой был в разводе с 1976 года. Во-вторых, процесс был не бракоразводный, а уголовный по заявлению Ольги Рябовой (Ермилиной) и Гелия Рябова, обвинивших Маргариту Рябову в клевете, заведомо ложном доносе и хулиганстве. В этом доносе Маргарита Рябова, в частности, писала в адрес руководителей ЦК КПСС и КГБ СССР о раскопках якобы царской могилы в Поросенковом логу и не обратить внимание на это советские органы никак не могли. Об этом прямо сказано в выше процитированной книге Н. Розановой, редактором которой была О. Рябова. Рябов и здесь пытался ввести в заблуждение читателей итальянской газеты, скрывая, что против него было возбуждено уголовное дело по вскрытию могилы из-за доноса Маргариты Рябовой, но тут же прекращено. Как видно из приведенного Определения Верховного суда РСФСР еще 29 августа 1985 года судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда отменила приговор Маргарите Рябовой в части клеветы (ст. 130 УК РФ) и заведомо ложного доноса (ст. 180 УК РСФСР) по представлению Прокуратуры РСФСР. То есть Маргарите Рябовой удалось доказать, что она не голословного обвиняла Гелия Рябова в незаконных раскопках Царской могилы и прокуратура РСФСР могла с этим согласиться только учитывая то, что Гелий Рябов действовал по заданию министра внутренних дел СССР. Иначе тогда надо было судить самого Гелия Рябова и Александра Авдонина за незаконное гробокопательство. О том, что они вскрывали могилу в Поросенковом логу «нелегально» прямо говорится в сборнике СК РФ [2, с. 232].
Маргарита Рябова умерла относительно рано (23 октября 2000 года) в возрасте 69 лет. Тело ее было кремировано, а урна с прахом захоронена в могиле родителей ее зятя Сергея Никанорова в Северной части Востряковского кладбища в Москве. В книге своих воспоминаний «Как это было» [1], изданной в 1998 году Гелий Рябов почти ничего не пишет о своей первой жене, о том, что она уволилась с работы в середине 1970-х годов, чтобы ухаживать, помогать Гелию Трофимовичу в его литературной деятельности, помогать в его поисках якобы царской могилы во второй половине 1970-х годов, когда она всюду сопровождала Рябова. Однако, кинодраматург подробно описывает свои страстные взаимоотношения с Ольгой Ермилиной, возникшие уже после возвращения трех черепов в могилу в Поросенковом Логу в июне 1980 года. Такое небрежение было явно оскорбительно для Маргариты Рябовой и явно не продлило годы ее жизни. По словам второй жены Рябова Ольги (ранее Ермилиной, в девичестве Степановой), сказанными ей в беседе с историком В. Байбиковым в 2022 году, Маргарита Рябова покончила с собой, бросившись с 12 этажа в октябре 2000 года. В беседе с В. Байбиковым дочь Маргариты и Гелия Рябовых Валерия Никанорова в том же 2022 году не подтвердила, но и не опровергла это заявление Ольги Рябовой о трагической кончине ее матери, лишь указав на ее могилу на Востряковом кладбище. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию автор настоящей книги не смог. Поэтому оставляет это утверждение на совести Ольги Рябовой.

Северная часть Востряковского кладбища. Надгробные плиты на захоронение урны с прахом Маргариты Рябовой. На ее надгробной плите креста нет. Она была членом КПСС, пока ее не исключили из партии после обвинительного приговора в 1985 году.
В книге воспоминаний Гелия Рябова «Как это было», изданной в 1998 году, уже после захоронения екатеринбургских останков в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, автор, видимо, счел свою миссию по доказыванию, что екатеринбургские останки царские, выполненной и открыто изложил свое отношение к Императору Николаю II и его царствованию:
«23-летнее царствование Николая II имело множество темных, попросту ужасных сторон. Царь осознанно вызвал к жизни силы самые дикие, невежественные, злобные. Он полагал, что «природный монархизм» этих сил укрепит его царствование. Наивное заблуждение, увы…» [1, стр. 124].
Конечно при таком отношении к монарху в конце 1970-х годов, во времена СССР, Гелий Рябов не мог рисковать своей карьерой и жизнью ради «христианского погребения» якобы царских останков.
Список литературы:
1. Рябов Г. Как это было. — М.: Изд. «Политбюро», 1998.
2. Преступление века: Материалы следствия. Том 2. — М.: Следственный комитет РФ: 2021. — 829 с. https://sledcom.ru/Proekty/isbookcrime1
3. Преступление века: Материалы следствия. Том 1. — М.: Следственный комитет РФ: 2021. — 548 с. https://sledcom.ru/Proekty/isbookcrime1
4. Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба / Наталия Розанова. — М.: Вагриус, 2008. — 560 с.; ил.
5. Рябова О. Интервью. https://www.youtube.com/watch?v=JbtcCPNmzhQ
6. Никанорова В. (дочь Гелия Рябова). Гелий Рябов был тотально честным человеком. (https://www.sovsekretno.ru/articles/mneniya/valeriya-nikanorova-geliy-ryabov-byl-totalno-chestnym-chelovekom070323/
7. Щагин А.С. Дела и судьбы (дневник народного судьи). — М.: Лика, 2004.
8. Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. — Издательство «Медицина». — 1998. — № 5 (том 41).
[1] https://www.mk.ru/politics/2017/07/16/doch-glavy-mvd-sssr-shhelokova-kollegi-otca-ubezhdeny-ego-ubili.html
[2] https://ruskline.ru/news_rl/2021/10/04/chtoby_uverovat_nado_lyubit Протоиерей А. Шаргунов: «Чтобы уверовать, надо любить. Ответы на вопросы прихожан об идентификации «екатеринбургских останков»

