Начало см. здесь.
Автомобильные соревнования в начале XX века во многих странах становились делом не только обычным, но и весьма популярным. Они собирали большое количество участников и славились не только зрелищностью, но и тем, что в них испытывались и дорабатывались новые узлы и агрегаты, которые позже ставились уже на серийные модели.
Для этого очень подходили многодневные гонки, где машинам приходилось двигаться не только по шоссе и грунтовым дорогам, но и вовсе по бездорожью.
В России идея провести многодневные автомобильные гонки появилась лишь в 1909 году. В январе 1910 года идея стала воплощаться в жизнь, когда в помещении Императорского российского автомобильного общества состоялось первое заседание организационного комитета такого пробега.
Среди участников были автомобилисты, как профессионалы, так и любители, от различных автоклубов и обществ. Были представители Военного министерства, Министерства путей сообщения и даже Германского автомобильного клуба. На этом заседании было объявлено, что соревнования взяты под покровительство самим Императором, который учредил свой приз для победителя – «художественный кубок». Там же были оговорены условия соревнований и разработан маршрут. Первый пробег на Императорский приз должен был пройти по трассе Санкт-Петербург–Киев–Москва–Санкт-Петербург.
Главным требованием к спортсменам было: пройти дистанцию без штрафных очков за поломки и опоздание в прохождении очередного этапа. Неисправности, между прочим, экипажи должны были устранять самостоятельно (из подручных материалов и без посторонней помощи).
Правила предусматривали двухдневную остановку в Киеве и трёхдневную в Москве.
Старт соревнованиям был дан девятого июня в десять часов утра в Царском Селе. Участвовало в них сорок восемь машин. Среди участников была и женщина – княгиня Долгорукая на автомобиле фирмы «Делонэ-Бельвиль» (до финиша она, однако, не добралась). Надо отметить, что в пробеге были и два отечественных «Руссо-Балта» (между прочим, обе машины прибыли на финиш без штрафных очков, доказав надёжность русских автомобилей).
Но первое место досталось, всё-таки, немецкому спортсмену, который на «Мерседесе» не только прошёл маршрут без штрафов, но и показал наилучшее время.
В 1911 году пробег, уже командный, проходил по маршруту Санкт-Петербург–Севастополь, победителем которого стала команда из Москвы.
В 1912 году ралли на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург–Ревель–Рига–Ковно–Варшава–Киев–Москва. Победителем стал, выступавшем на «Лорелее», Ф.И. Шарыгин из московского автомобильного клуба.
Следующие соревнования, в 1914 году, должны были проходить по маршруту Москва–Тула–Орёл–Курск–Харьков–Ростов-на-Дону–Владикавказ–Тифлис–Гагры–Новороссийск–Ялта–Симферополь–Херсон–Одесса. Но начавшаяся Первая мировая война помешала их проведению.
Продолжение следует.