Продолжение. Начало здесь.
Долгое время русские автомобилисты, в отличие от своих зарубежных коллег, не проводили кольцевых гонок. Причиной тому было отсутствие специально подготовленных трасс, на которых обычно проводились кольцевые гонки. Но очень хотелось нашим спортсменам иметь традицию собственных соревнований, подобных широко известному в то время «Гран-при де Франс».
Поэтому 26 мая 1913 года под Санкт-Петербургом была проведена первая в истории отечественного автоспорта кольцевая гонка, или, как она именовалась официально - «Первая русская автомобильная гонка по кругу». Поскольку специальной трассы в России ещё не было, то организатор состязаний – Санкт-Петербургский автомобильный клуб, выбрал наиболее подходящий участок шоссе в окрестностях столицы. Трасса протяжённостью 37 верст проходила по Волховскому шоссе, через Александровку и Красное Село, захватывая участок Лиговского шоссе. Гонщикам необходимо был пройти её семь раз.
На старт вышли девятнадцать спортсменов из нескольких стран. Победителей ожидали призы «за скорость, за регулярность хода и за механическую отдачу». Большинство участников стартовало на обычных серийных автомобилях, отличавшихся друг от друга как конструкциями, так и мощностью: «Эксцельсиор», «Бенц», «Металлуржик», «Руссо-Балт», «Воксхолл».
Стартовали все ровно. Однако погода в тот день сильно усложнила спортсменам проход трассы. Не успели машины пройти и трёх кругов, как разразился сильнейший дождь, ставший причиной несколько аварий. Так, «Воксхолл» англичанина Холлоувела при переезде Горбатого мостика сорвался с дороги, сломав при этом несколько деревьев и забор. Сам спортсмен остался невредим, однако автомобиль его уже не подлежал восстановлению и был снят с соревнований. В довершение всех несчастий на англичанина ринулась толпа местных крестьян, требовавших немедленно заплатить за поломанный забор и разбитый мостик.
До финишной черты добрались всего девять машин, так как остальные по различным причинам сошли с дистанции. Но, несмотря на это, гонка прошла без жертв. Победителем стал Г.М. Суворин на «Бенце» с рекордным для соревнований временем - 2 часа 23 минуты 54 секунды. Вторым стал Иванов на отечественном «Руссо-Балте», пришедший на финиш на две с небольшим минуты позже.
Так первая русская кольцевая гонка ознаменовала собой попытку выхода отечественного спорта на европейский уровень. Принимая во внимание, что условий для этого в стране тогда не было, можно считать, что попытка эта увенчалась успехом.
Продолжение следует.