Продолжение, начало здесь.
В начале ХХ века русские инженеры пытались не только освоить автомобиль, но и приспособить его к российской действительности. Одной из государственных организаций, серьёзно занимавшейся изучением и распространением автомобилей, было в то время Военное министерство.
Однако, наиболее разработанные идеи касались не сугубо военных, а вспомогательных функций авто. Подтверждением тому служит автомобиль-мельница – один из первых русских специальных автомобилей, предложенных в 1910 году инженером Остроумовым для снабжения армии мукой. Новинка представляла собой «автомобильную платформу, на которую установлен жерновой постав». И машина, и мельница приводились в действие нефтяным двигателем судового типа. Испытания новинки проходили в январе 1914 года. Заключение испытательной комиссии гласило: «Комиссия не может не высказать желательность дальнейшего развития типа русского нефтяного автомобиля…» Особо отмечалось то обстоятельство, что «автомобиль целиком построен из русских материалов, на русских заводах, русскими рабочими». Дальнейшая судьба этого изобретения, к сожалению, не известна.
Первая мировая война подхлестнула изобретателей. Среди них было немало интересных. Например – проект плавающего гидроавтомобиля Н. Гусева. А вот С. Борувко предлагал проект «дорожного автомобиля, который в случае надобности может быть употреблён как моторная лодка». Множество предложений, поступавших на рассмотрение комиссии, касалось проблемы увеличения проходимости автомобилей. Это было особенно актуально в условиях России с её малоприспособленными для автомобильного передвижения дорогами и снегами. Многие изобретатели работали над созданием автосаней, то есть машин, способных двигаться по снежной целине. Здесь, прежде всего, нужно отметить аэросани различных конструкций и полугусеничный автомобиль инженера Адольфа Кегресса. Автомобиль-сани предлагал и техник-механик В.Д. Дыньков. Мечту о создании «абсолютно проходимого автомобиля» попытался воплотить в жизнь и Ф. Мелехов в своём проекте в 1915 году. Его автомобиль, в отличие от большинства существовавших машин, имел три пары колёс.
В то же время, когда потребность в автомобилях превысила возможности их производства и ввоза, а кадровая проблема всвязи с массовой мобилизацией стояла особенно остро, в России родилась идея, позволявшая с наименьшими затратами снабжать автомобильные шасси кузовами простой и дешёвой конструкции, не требовавшей высококвалифицированных рабочих-кузовщиков и дефицитных материалов. Речь идёт о предложении М.А. Отто делать стандартные кузова из фанеры. Так в 1916 году в России родился специфический тип лёгкого военного кузова. Между прочим, и позже многие автопроизводители стали использовать в конструкциях кузовов сугубо «гражданских» и даже спортивных машин фанеру.
Продолжение следует.