Продолжение. Начало здесь.
1913 год стал годом наивысшего подъёма отечественного автомобилизма. Именно тогда в Санкт-Петербурге состоялась IV Международная автомобильная выставка, и исполнилось 10 лет с момента образования Императорского российского автомобильного общества. Но самым грандиозным мероприятием в 1913 году был пробег Москва-Берлин-Париж, проведённый Московским автомобильным обществом.
Кроме чисто спортивных целей организаторы пробега преследовали и политическую цель – доказать Европе, что Россия не так далеко, как многие считали, отстала от неё в области автомобилизации страны в целом и автоспорта в частности.
Согласно правилам в этом пробеге могли участвовать исключительно члены Московского автомобильного общества. Все автомобили-участники должны были отвечать целому ряду условий, касавшихся в основном безопасности. Мощность двигателей не ограничивалась, а вот качеству кузовов уделялось особое внимание. К участию в пробеге не допускались автомобили с деревянными, неокрашенными и необитыми кузовами, а так же оговаривалось обязательное наличие крыльев из твёрдых материалов, подножек, фонарей, глушителей и т.д. Участники должны были придерживаться правил дорожного движения тех стран, по которым проходил пробег.
Маршрут проходил через Тверь, Новгород, Псков, Ригу, Берлин, Лейпциг, Страсбург и заканчивался в Париже. Его общая протяжённость составляла более 3500 вёрст. Пройти его намечалось в 13 перегонов.
На пробег записались двадцать спортсменов, но по техническим причинам двое из них не стартовали. 12 июня был дан старт. Проехав Тверскую заставу и миновав Триумфальную арку, автомобили оказались на Петербургском шоссе. Из-за интенсивного здесь движения участникам пробега приходилось держать скорость в 30 вёрст в час. Первая остановка была в Клину, где для спортсменов был приготовлен завтрак. Следующий пункт маршрута Тверь. За Тверью состояние дороги оставляло желать лучшего: «Выбоины и глубокие колеи даже при тихой езде ежесекундно подбрасывало машину». В такой тряске у одной из машин лопнула рессора.
Ничего хорошего не ждало участников и на следующем этапе Новгород-Псков. Зато от Пскова до Риги «дорога резко изменилась к лучшему, постоянно превращаясь в идеально цементированное шоссе». В Ригу колонна прибыла 15 июня. Через пару дней добрались до границы с Германией, а 21 июня русских автомобилистов встречали их коллеги из Германского Императорского автомобильного клуба. 27 июня автопробег финишировал в Париже. Это знаменательное событие было отмечено митингом и банкетом, где кроме участников пробега и французских автомобилистов присутствовали также военные, русские дипломаты и представители прессы. Как писали газеты того времени, пробег стал «первым массовым выступлением русских автомобилистов на иностранную территорию и послужил ещё большему развитию и укреплению российского автомобилизма».
Продолжение следует.