Прокурор-криминалист В.Н. Соловьев в 1991-1993 годах участвовал и контролировал расследование убийства русского поэта и певца Игоря Владимировича Талькова.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов в СССР широкую популярность и народную любовь снискал певец и поэт Игорь Владимирович Тальков [212]. Если в доперестроечные времена он исполнял лирические песни, а песни национального, патриотического, антикоммунистического содержания писал в стол, то где-то с 1988-1989 годов с учетом объявленной перестройки и гласности он постепенно пытался ввести эти песни в своей репертуар. Часто это заканчивалось скандалом, увольнением тех администраторов, которые позволяли Игорю Талькову спеть со цены подобные песни, не соответствующую коммунистической идеологии. Но постепенно Игорь Тальков добился возможности исполнять свои замечательные произведения, которые получили широкую популярность в народе на просторах страны. Талантливый певец и поэт собирал на свои концерты в дворцах спорта и стадионах тысячи, десятки тысяч людей, и сделал очень многое для исправления сознания людей, отравленных коммунистической ложью и пропагандой, не знавших настоящую историю России. Его песни «Родина моя», «КПСС», «Война», «Я вернусь», «Господа демократы», «Стоп! Думаю себе!», «Глобус», «Россия» стали хитами на многие десятилетия. Он, что называется, стал культовым певцом русских патриотов: и молодежи, и людей зрелого возраста. Талантливый певец и поэт изучал еще в советские времена историю России, старался получать информацию, не всем доступную тогда. И продолжал он этим заниматься вплоть до своей трагической кончины. По его словам, он не меньше двух часов в день он уделял изучению истории. Это были еще ранние года, когда самиздат только выходил из подполья, не были еще изданы книги митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа» [210], Леонида Болотина «Царское дело» [22], Игорь Фроянова «Драма русской истории» [211], Александра Боханова «Император Николай II» [103], «Царь Иоанн Грозный» [213], Петра Мультатули «Свидетельствую о Христе до смерти» [6] и многих других профессиональных православных историков. В некоторых случаях Тальков допускал ошибки, доверившись каким-то историческим произведениям XIX века. Так, ему предложили сыграть роль князя Серебряного по пьесе Алексея Толстого, содержащую клевету на благоверного Царя Ивана Васильевича Грозного. Но, если в первоначальном сценарии на эту клевету не делалось упора, то после смены режиссера фильм окончательно превратился не в правдивый рассказ о русской истории XVI века, а в чернушную русофобскую подделку времен перестройки. Публично, во время презентации этого фильма, Игорь Тальков призвал не смотреть эту картину и потребовал снять ее с показа, что, конечно, серьезным образом нарушило планы создателей и прокатчиков, включая продюсера Исмаила Таги-Заде, надеявшихся с помощью популярности Талькова заработать на своей поделке большие по тем временам деньги. Были и другие случаи, когда Игоря склоняли играть в фильмах о современности, но в результате работы продюсеров и режиссеров то положительное, что вкладывал артист в эти фильмы, оказывалось за бортом, а вставлялись лишь ненормальные кадры [212].
Игорь Тальков был чадом Русской Православной Церкви, посещал в 1980-х – начале 1990-х гг. (до своей смерти в 1991 году) духовников Троицко-Сергиевой Лавры, окормлялся у священников, настроенных патриотически, в том числе у протоиерея Алексея Аверьянова. Это давало ему силы для его яркого творчества.
Времена перестройки, гласности, были очень тяжелыми для России. Шла борьба идей национального возрождения России на основе тысячелетнего православия монархической государственности и в то же время многие руководители страны, в том числе коммунистические, стремились пустить СССР по западно-либеральному пути. Последние во многом, к сожалению, преуспели в 1990-х годах. Однако, понятно, что при полном запрете и жесткой цензуре народ и даже интеллигенция очень многого не знали во время долгого пребывания за железным занавесом. А для изучения и осмысления произошедшего должно было пройти много лет. Автор настоящей книги еще в 1982 году, рискуя оказаться в тюрьме, купил на книжной «толкучке» на Кузнецком мосту в Москве, запрещенную в СССР книгу Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», прочитал ее сам и давал читать другим, как и иные произведения Солженицына. Читал я в самиздате книги преподобного Варсонофия Оптинского, книгу «Старец Артемий», книги братьев Аркадия и Бориса Стругацких, которые в своих запрещенных фантастических сказках об СССР показывали жуткую картину развала страны при коммунистической идеологии. Однако, песни Игоря Талькова и для меня стали откровением, и способствовали моему духовному росту. Поэт рассматривал свое творчество как духовный бой за будущее страны, он прямо говорил, что в России поэт и певец может сделать гораздо больше чем известный политик. Приведем в качестве примера текст песни «Россия»:
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков, ты поднималась исполином
Твой Петербург мирил врагов высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия, Россия!
Священной музыкой времен над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон, но даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола, кому-то чёрный глаз слепили
Ты раздражалась силой зла, и, видно, так их доняла
Что ослепить тебя решили.
Россия, Россия!
Разверзлись с треском небеса, и с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям и славя нового царя
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом и опустили на колени
Сверкнул топор над палачом, а приговор тебе прочел
Кровавый царь, великий гений.
Россия!
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь, забытой правды возрождение,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколению...
Россия!
Игорь Владимирович Тальков (4 ноября 1956 — 6 октября 1991) — советский рок-музыкант, певец, автор песен, поэт, композитор и киноактёр.
В интервью Талькова звучала и критика непоследовательности генерального секретаря ЦК КПСС, а затем Президента СССР Михаила Горбачева. Певец выступил с концертами на дворцовой площади Санкт-Петербурга во времена путча ГКЧП 22 августа 1991 года с целью прекращения беззаконных действий коммунистов, пытавшихся направить СССР по прежнему ложному пути под предлогом сохранения единства Союзного государства. Еще до путча ГКЧП Игорь Тальков передавал диск со своими песнями Президенту РСФСР Борису Ельцину, которого он какое-то время считал политическим деятелем, ведущим СССР к освобождению от коммунизма. Борис Ельцин публично высоко оценил его песни «Родина», «КПСС». Однако, когда после путча не был снесен Мавзолей на Красной площади, не была проведена кремация останков главного богоборца Владимира Ленина, не были сняты масонские красные звезды с башен Кремля, не была запрещена коммунистическая идеология, Игорь Тальков разочаровался в деятельности Президента, о чем прямо написал ему письмо и песню «Господин Президент», в которых выразил все-таки надежду на то, что Ельцин очистит Россию от коммунистической идеологии, от коммунистического морока.
«- Послушай, Геш, а как тебе путч: Господин президент, назревает инцидент: Мы устали от вранья, в небе - тучи воронья.» |
Игорь Тальков для коммунистических спецслужб и их наследников был просто неуправляем. Его нельзя было купить за деньги, за славу, которую он уже и так имел, за благополучное мирное сосуществование со злом. Он наступил на мозоли многих тогдашних политических деятелей, многих советских аппаратчиков от искусства – и в наше время, видимо, справедливо звучат слова сына великого певца и поэта, Игоря Талькова-младшего, о том, что организацию убийства Талькова осуществили советские спецслужбы, возможно, при поддержке западных спецслужб. Приведем несколько отрывков из книги Игоря Талькова-старшего «Монолог» [212], в которых он излагает свою позицию:
«Антисемит»
… «До 1989 года включительно мне приходилось часто слышать за своей спиной «антисоветчик». После того, как песня «Россия» «заткнула» рты многим «советчикам», меня переквалифицировали в «антисемита».
Первыми всполошились мои коллеги — композиторы — евреи. На передаче «Песня-89», где я пел «Россию», некоторые из них восклицали: «Как же так, Игорь! Ведь Вы образованный интеллигентный человек, и вдруг: „Ринулись оттуда, срубая головы церквям и славя красного царя, новоявленные иуды“. Что с Вами? Откуда такой шовинизм и антисемитизм?»
Поначалу я отшучивался, не придавая этому большого значения. Затем стал объяснять, что слово «иуда» — синоним слова «предатель». Я же не пою: «новоявленные иудеи». Объяснение не подействовали. В конце концов мне все это надоело, и я, всерьез решив доказать, что патриотизм и шовинизм — понятия диаметрально противоположные, стал пускаться в длительные полемики, заканчивающиеся всегда одним и тем же: мои оппоненты, зажатые в угол железной логикой, молча разводили руками, но... закрывая за собой дверь, бросали через плечо: «И все-таки, Игорь, Вы — антисемит». Поразительная твердолобость.»
… «Геноцид в отношении русского народа беспрепятственно процветал и набирал силу, но стоило только русским людям заявить о том, что они русские, что у них есть богатейшая культура и история, из которой они не позволят выбросить ни одной страницы, как сразу же раздались испуганные вопли об «антисемитизме», «шовинизме», «национализме», «антисоветизме». Этот хитрый прием рассчитан на непосвященных.»
… «Когда я прочитал написанные Лениным строчки, выражающие его отношение к русскому народу и к русской интеллигенции, все стало на свои места. Не хочу быть голословным и тем, кто хочет со мною поспорить или не верит моим утверждениям, рекомендую: прочтите 36-й том Полного собрания сочинений В.И.Ленина, 5-е издание, где на страницах 144, 145, 200, 269, 369, 428, 449 и других вы, среди массы интересного, прочтете следующие выражения: «Русский человек — плохой работник», «Российская интеллигенция — говно», «Главная масса интеллигенции старой России оказывается прямым противником Советской власти. Процесс брожения в широких учительских массах только начинается» и т.д. и т.п. Так что для того, чтобы понять суть переворота и сущность его вождя, незачем доставать подпольную литературу, читайте Ленина, и вы все поймете! Эпитеты, которыми Владимир Ильич награждает интеллигенцию и народ, говорят сами за себя. И тех и других Ильич ненавидит» [212].
… «…пришел к выводу, что вождь мирового пролетариата был самым настоящим русофобом. Выясняя для себя, что такое русофобия, я невольно пришел к изучению «сионизма»[1]. Оказалось, что одно — суть другого. Точки над "i" были расставлены. Я понял, кому был нужен октябрьский переворот, уничтожение веры, борьба с православием, истребление генофонда и одебиливание масс.»
… «Порядочный еврей другом мне стать может, тогда как негодяй русский — никогда. Мне приходилось встречать евреев, живущих по христианским принципам и русских «иуд». Не важно, к какой национальности принадлежит человек, важно, кому он служит — Белым или черным, силам Добра или силам зла, Богу или дьяволу, стремится к разрушению или к созиданию, множит свои грехи или тянется к истине».
В последнем интервью Санкт-Петербургскому телевидению на корабле «Алексей Сурков» [https://youtu.be/hpEWgE3Rpjs] данном Игорем Тальковым 6 октября 1991 года вместе с административным директором группы «Спасательный круг» Валерием Шляфманом, сказал:
«… Ведущая: Так, в общем, конкретно: вы на чьей стороне?
Тальков: Я на стороне народа.
Ведущая: А как с обществом «Память»[2]? [смеется].
Тальков: С обществом «Память»? [смеется] Так, вот это мой директор Валерий Михайлович Шляфман. Это самый главный в «Памяти» человек [смеется, обнимает Шляфмана].
Русский поэт и певец Игорь Тальков обнимает своего администратора Валерия Шляйфмана, давая интервью Санкт-Петербургскому телевидению. Через несколько часов в ДК «Юбилейный» В. Шляйфман спровоцирует драку с И. Малаховым, втянет в эту драку И. Талькова и застрелит его из пистолета Малахова.
Шляфман: Самый главный [в «Памяти»]. Прошу записываться [смеется, показывает звезду Давида[3] на груди Шляфмана].
Тальков: Если кто хочет записаться [в «Память»], вот, пожалуйста, сюда. [указывает на звезду Давида на груди Шляфмана] Кстати, мой друг очень хороший. И нам совсем не мешает православный крест, и звезда [Давида] дружить и понимать друг друга, и прекрасно работать[4]. Что же касается вот этой шумихи вокруг «Памяти» - это была провокация. Ну, коммунисты долго подбирались ко мне, чтобы найти мою ахиллесову пяту, чтобы как-то меня дискредитировать и обрубить мне гастроли, потому что аудитории я собирал большие, работал в дворцах спорта, стадионах. И им нужно было как-то меня, так сказать, немножечко подсадить. И я был приглашен на презентацию газеты «Память» в качестве артиста. Я пришел бы на презентацию любой демократической газеты, так же, как и на эту, если бы меня пригласили, безусловно, и выступил бы там. Меня попросили показать фрагменты из спектакля «Суд», мюзикла «Суд», который я показывал вот у вас полгода, по-моему, назад в Ленинграде. Я там, значит, в этом мюзикле я одет в белогвардейский китель. И показываю эти кусочки из мюзикла, я, естественно, надел этот китель и все прочее. Когда ко мне подошли, меня обняли и сказали мне пару теплых слов, в это время был сделан снимок. Причем не снимали никого, сняли почему-то только меня, хотя там была еще масса артистов. И на следующий день появилась в печати эта фотография, интервью Васильева и так дальше, что я якобы член общества «Память». У меня замолчал телефон на неделю сразу. То есть он мне звонит просто не переставая, а тут просто телефон замолк. У меня оборвались все гастроли, практически. Поломалось все лето. И я стал предпринимать какие-то попытки, чтобы, так сказать, реабилитировать себя, чтобы доказать. Но практически все центральные газеты, московские, отказались печатать мое опровержение. Из чего я сделал вывод, что это был какой-то просто заговор, что ли. Единственно, журнал «Собеседник» опубликовал мою статью, но она была немножко, так сказать, порезана. И, в общем-то, что я хотел там сказать, до конца напечатано не было в этой газете. Поэтому я сейчас, пользуясь случаем, опять же, как когда-то вы мне помогли с моим политическим репертуаром, и первые высветили меня как певца социального, вы, а потом уже Москва пошла за вами. Так вот, я сейчас пользуюсь случаем, чтобы, так сказать, развеять эту легенду о связи моей с обществом «Память» и заявить, что я никогда не состоял ни в каком обществе, ни в какой партии не состою и состоять не буду. Я художник, плохой или хороший - это судить людям, но я художник. И свои политические взгляды, и вообще свое мiровоззрение, свое мiроощущение я выражаю посредством своих песен и песенных текстов».
Брат Игоря Талькова пишет:
«…Игорь был искренним человеком, судил обо всех по себе, сам не мог совершить подлость и был твёрдо убеждён, что никто в его коллективе на это не способен» [214, с.112].
Тальков дружил не только со Шляфманом. В его группе играли музыканты евреи, с которыми он дружил и не хотел расставаться. У него было много друзей евреев и среди его коллег, композиторов, певцов, которые были евреями, которые его не предавали.
6 октября 1991 года во Дворце Спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге произошел конфликт между администратором группы «Спасательный круг» Валерием Шляфманом, двумя охранниками Игоря Талькова с одной стороны и Игорем Малаховым, охранником и любовником певицы Азизы, с другой, за то, кто из исполнителей должен выступать на сцене раньше. В артистической среде считалось, что тот, кто выступает позже, имеет больше популярности и авторитет у зрителя. Но конфликт спровоцировал не Тальков, а его продюсер Валерий Шляфман. По словам жены Талькова и членов его группы, этот продюсер стал работать в группе недавно, с августа 1991 года, и постоянно провоцировал драки и конфликты на концертах ее мужа, явно выполняя чей-то заказ на то, чтобы в подобной драке Тальков был либо ранен, либо убит, либо кто-то другой пострадал и тем самым был разрушен имидж певца, патриота, честного человека. Как считает современное следствие, в результате драки охранников Талькова с Малаховым, Малахов выхватил свой пистолет и пытался выстрелить, но охранники сумели вырвать у него пистолет, и оружие упало на пол. Шляфман вызывал Талькова из гримерной в коридор с криками «наших бьют», хотя два охранника Талькова могли вполне справиться с Малаховым и никакой необходимости во вмешательстве Талькова в драку не было. Игорь Владимирович бросился защищать своих и в этой потасовке, как считает следствие, Валерий Шляфман, подняв пистолет с пола, выстрелил прямо в грудь Талькову, попав в сердце. Певец после этого почему-то смог пройти по коридору 30 метров и только после этого рухнул замертво. Некоторые полагают, что на самом деле в Игоря стрелял неизвестный киллер из лестничной клетки, находившейся недалеко от места, где он упал мертвым.
Вот так описывает события возглавлявший расследование 1991-1993 годов следователь Прокуратуры Санкт-Петербурга Олег Блинов в интервью корреспонденту газеты «Комсомольская правда» Марии Ремизовой 28 сентября 2016 года:
«…Я работал по этому делу вместе со следователем Валерием Борисовичем Зубаревым, - говорит Олег Блинов. - И установил, что роковой выстрел сделал Шляфман… Когда во время потасовки револьвер Малахова оказался в руках Шляфмана, он начал дрожащими руками нажимать на спусковой крючок, не проверив, есть там патроны или нет. И дощелкался...»
… «Малахов стрелять не мог, поскольку в этот момент был блокирован охранниками Талькова. В таком положении (находясь фактически напротив Талькова) мог стрелять только Шляфман! Это доказала экспертиза. Тальков видел направленное на него оружие, пытался его отвести, но пуля пробила сначала его ладонь, а потом и сердце...»
… «Мы выяснили, что из рук Шляфмана револьвер попал к Азизе, а она передала оружие Малахову. Тот разобрал его и выкинул (предварительно Шляфман спрятал пистолет в сливном бачке туалета в «Юбилейном». - Ред.)».
… «Один из телохранителей Талькова предложил Малахову отойти в сторонку и переговорить «по-пацански». Они отошли на пять метров от гримерки. Конфликт уже стал утихать, но директор Талькова Шляфман в оскорбительной форме начал подначивать Малахова: «Игорь, ты что же, испугался?»
Малахов разозлился, отступил на несколько шагов и достал револьвер-наган образца 1895 года. Направил его в сторону телохранителя Талькова. Тогда Шляфман с криком «У него пушка!» кинулся в гримерку Талькова.
Певец выбежал из гримерки со своим газовым пистолетом. Тальков сделал из него несколько выстрелов - коридор заполнился газом. Один из телохранителей бросил Малахова лицом вниз на пол. В процессе борьбы револьвер дважды выстрелил: одну пулю позже нашли в коридоре, другая попала в ящик из-под аппаратуры.
Малахов сначала стоял на четвереньках, потом его прижали к полу. Телохранитель поставил ему колено на спину, чтобы тот не мог двигаться. Подбежавший Тальков несколько раз стукнул газовым пистолетом Малахова по голове. Далее один из телохранителей начал кричать Малахову: «Где ствол?» Шляфман подошел к Малахову и забрал револьвер. Он раз за разом нажимал на спусковой крючок, целился в Малахова и кричал «Лежать!» (Поведение Шляфмана выглядит нелогичным. Противник был обезоружен, зачем было нажимать на курок? Скорее всего, Шляфман был так взбудоражен стычкой, что не отдавал отчета в своих действиях. - Ред.) После двух щелчков грянул выстрел. За секунду до этого Малахов, увидев направленный на него револьвер, резко отпрянул. И единственная остававшаяся в револьвере пуля попала в Талькова».
… «Пуля повредила сердце и левое легкое. К приезду «Скорой» артист был уже мертв.»
… «Он [Шляфман] не ударился в бега, он уехал от проблем, потому что не хотел быть крайним. Шляфман отбыл [из РФ на Украину] в Ужгород, как мне помнится, и оттуда потихоньку выехал в Израиль».
… «Мы не думали, что Шляфман уедет. Это был вопрос доверия».
Оружие при расследовании убийства является одним из главных доказательств преступления. Экспертиза могла бы установить действительно ли из этого револьвера был убит Тальков, но следствие почему-то не нашло вовремя этого револьвера и даже не искало его, хотя Малахов готов был показать следствию куда, в какие речки, он выбросил части разобранного нагана. Удивительно и то, что Шляфман сначала прячет наган с помощью Елены Кандауровой, а потом требует от Елены отдать револьвер Азизе. Это явно наводит на вывод, что скандал мог заранее быть спланирован с участием Шляфмана и Азизы.
Весьма странно выглядели два взаимоисключающих описания следователя почему пуля попала в Талькова и пробила и его ладонь, и грудь. Если из-за того, что резко отпрянул Малахов, то как успел Тальков подставить ладонь для того, чтобы отвести направленный в него ствол? Значит, убийца (Шляфман или кто-то рядом с ним) целился именно Игорю Талькову прямо в сердце. И уж совсем «по-детски», не профессионально выглядит попытка следователя оправдать незадержание Шляфмана тем, что он ему доверял.
Жена Талькова, Татьяна Ивановна, заявляла: «Шляфман в тот момент, когда все вызывали "скорую", набрал какой-то номер и произнес два слова: "Тальков убит, убийца Малахов". Кому он звонил, зачем, перед кем как бы отчитывался о проделанной работе?»[5]. Этот звонок и произнесенную фразу подтверждают и другие свидетели.
Малахов вскоре после гибели Талькова сменил свою фамилию на фамилию «Рус». Последние годы жил в одиночестве на даче и умер от цирроза печени в 53 года в 2016 году. Охранники Талькова погибли при загадочных обстоятельствах через несколько лет после смерти певца.
В Израиле Шляфман сменил фамилию на «Высоцкий» и прожил долгую жизнь и с прессой не общался. Вдова поэта, и его сын, и многие его друзья [214] [talkov.info] полагают, что следствие, проводившееся в 1990-х годах, не было заинтересовано в нахождении истинных заказчиков убийства Талькова, которых мог выдать Шляфман.
Вот что рассказала врач «Скорой помощи», прибывшая к «Юбилейному» в тот самый роковой день:
«…что вы можете сказать о характере ранения?
– Никогда и нигде не стану утверждать ничего подобного, но сейчас скажу: на «случайный» выстрел это мало похоже, так… по-моему, могут стрелять только профессионалы. Можно выжить с пулей в сердце, но с пулей, перебившей важнейшие коронарные сосуды, питающие сердце, и вызвавшей обширное внутреннее кровотечение с разрушением жизненно важных органов, – никогда.
– Вы хотите сказать…
– Я ничего не хочу сказать, кроме того, что стрелявший в Талькова случайно или не случайно с первого выстрела поразил его наповал, не оставив ни малейшего шанса! И еще: до прибытия нашей бригады на призывы о помощи из зрительного зала к Талькову вышли двое молодых людей, представившихся врачами, и попытались сделать ему искусственное дыхание.
Каждый первокурсник знает, что при открытой ране сердца категорически запрещается делать искусственное дыхание ритмичным массированием грудной клетки – из сердца выдавливается последняя кровь и оно перестает функционировать… Ну так вот, как только мы протиснулись сквозь толпу к Талькову, я склонилась над ним и сразу поняла, что у него довольно сильно повреждена грудная клетка, хотя молодые люди делали искусственное дыхание методом «рот в рот» [215, с.90-91].
Удивительно и то, что дело об убийстве Игоря Талькова в 1991-1993 годах было квалицированно, как убийство по неосторожности. В чем же была неосторожность Шляфмана? Он следствию свою неосторожность никак не подтверждал, а утверждал, и до сих пор утверждает, что стрелял в Талькова Малахов. В книге О.Ю. Тальковой, В.В. Талькова «И расцветешь… Великая Россия!» родной брат Игоря Талькова Владимир пишет:
«… После убийства действия продолжали разыгрываться по известному сценарию. Прокуратура, и не собиравшаяся предпринимать решительных шагов в следствии, по горячим следам обвинила подозреваемым в убийстве скрывшегося Малахова. Однако после того как Малахов предстал перед следственными органами с доказательствами своей якобы непричастности к убийству, был сделан намёк, что в убийстве подозревается некто из группы «Спасательный круг», скрывающийся от следственных органов в данный момент. И как только Шляфман переехал в Израиль на постоянное местожительство, немедленно подозреваемым в убийстве был объявлен он — этого только и ждали. Итак, схема действий следственных органов предельно ясна, каждый раз подозреваемым в убийстве объявляется тот, кто в данный момент находится вне пределов досягаемости. Следствие было поручено рядовому следователю, и на все скрепленные тысячами подписей письма общественности, на все обращения, подписанные известными политическими деятелями, с требованием передать дело об убийстве Игоря Талькова в вышестоящие органы Генеральная прокуратура ответила отказом» [214, с.114].
Следователи даже не удосужились опросить всех тех многочисленных артистов и их помощников, которые находились в коридоре, где был убит Тальков и соседних с этим коридором комнатах- гримерных.
Владимир Тальков, брат Игоря, считает:
«…В последнее время популярность Игоря стала резко возрастать. Его концерты шли в переполненных залах и часто переходили в митинги. Он постепенно становился лидером, за которым могла пойти молодёжь. Этого уже не могли стерпеть те тёмные силы, которым творчество Игоря уже давно стояло поперёк горла, как и творчество всех наших великих русских поэтов, и Игорь был убит так же подло, как все те, кто осмелился назвать русский народ Великим.» [214, с.117].
В интервью газете «Коммерсант» от 21 января 2022 года Нина Аверина, адвокат вдовы Татьяны Тальковой, сообщила, что дело убийства к 2018 году составляет всего четыре тома, хотя аналогичные дела состоят из десятков томов.
За прошедшие 32 года профессиональными журналистами было снято несколько фильмов-расследований об убийстве Игоря Талькова, вскрывших все недостатки проводимого в 1991-1993 годах расследования:
Убийство Игоря Талькова. Независимое расследование (Николай Николаев, 1999 год) https://www.youtube.com/watch?v=cjuFvlBlibo
Тайна Гибели Игоря Талькова. Совершенно секретно. https://www.youtube.com/watch?v=NmSnv9Bydbk
«Прямой эфир», 6 октября 2011 г. с Михаилом Зеленским. https://smotrim.ru/video/102444
Ошибаются и те, и другие… Фильм об убийстве Игоря Талькова. https://www.youtube.com/watch?v=D0jedD4fLtw
Игорь Тальков – Поверженный в бою, 2011 год. https://www.youtube.com/watch?v=5icpAhGTW2Y
Так не были допрошены большинство коллег Игоря, его сотрудников и охранников Дворца спорта «Юбилейный», находившихся рядом с Игорем в роковой день. Следствие началось с запозданием на день и вел его фактически один следователь Зубарев, которому помогал Блинов. Оба они были, видимо сознательно, загружены руководством многими другими делами. Зубарев утверждал, что ему даже не выделяли денег на командировку в Москву. При этом ему кто-то звонил и угрожал по телефону, чтобы он не копал глубоко под Шляфмана. Следствие удовлетворилось экспертизой и следственным экспериментом, показавший, что стрелять в свалке мог только Шляфман. Но заказчиков убийства следствие даже и не думало искать.
По словам Татьяны Тальковой, 3 или 4 октября 1991 года, за 2-3 дня до убийства, Игорю Талькову позвонили по телефону, и Игорь ответил: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем». [214]
В своем спектакле «Суд» Тальков так определял круг тех, кого вместе со зрителями «присяжными заседателями» он «судит»:
Это относится к коммунистам, конечно, но не к рядовым коммунистам [аплодисменты зала], потому, что рядовые коммунисты, они до сих пор, в общем-то, ничего не понимают. Это относится к тем, кто «разделяет и властвует» ...
За несколько часов до своей смерти 6 октября 1991 года Тальков заявил Санкт-Петербургскому телевидению, что он выступает против «тех, которые сегодня поменяли вывески [коммунистические на демократические], а суть свою не изменили».
Вы спросите, дорогие читатели, а причем тут следователь Соловьев? Он же не работал в Санкт-Петербурге и не был участником следственной группы. Это не совсем так. Сам Соловьев в интернет-портале «LIFE» 13 ноября 2018 года признался, что он как прокурор-криминалист руководством Прокуратуры РСФСР был поставлен в 1991 году куратором следствия по делу убийства Талькова и просматривал все материалы дела:
«Старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного Комитета РФ, бывший консультант по делу убийства Талькова Владимир Соловьёв не исключил, что певца убили по роковой случайности.
— За время работы над делом у меня сложилось впечатление, что там случайное убийство. Его продюсер случайно выстрелил и ничего там нового не может быть, это уже звучало много раз. Это дело я курировал, когда его убили, я, как криминалист, изучал эти материалы, какие-то консультации давал, следователем не был, но материалы знал, и у меня сложилось полное впечатление, что это было случайное убийство, — прокомментировал Лайфу Владимир Соловьёв.
Он предположил, что Шляфман схватил револьвер и хотел его разрядить куда-то в потолок.
— Щелкнул раз, два, три, выстрела нет, а потом случайно мог попасть в Талькова, считая, что он пустой, барабан разряжен и в револьвере патронов нет, — отметил Соловьёв».
В недавнем интервью интернет-порталу «Совершенно секретно» (сентябрь 2023 г.) В. Соловьев подробно рассказал, что он не просто курировал следствие по убийству Игоря Талькова, а активно в нем участвовал. Он лично допрашивал охранников певца, вступивших в драку с Малаховым. Лично допрашивал бригаду скорой помощи, приехавшую на вызов во дворец «Юбилейный». По словам В. Соловьева, именно он принял решение о проведении ситуационной экспертизы и активно принимал в ней участие. При этом он твердо стоит на явно ошибочной позиции установленной в 1991 году руководством следствия и прокуратуры, что в убийстве Игоря Талькова, никто не виноват, просто так случайно сложились обстоятельства. Игоря никто не хотел убивать. Шляфман совершенно случайно выстрелил. И он может спокойно вернуться в Россию, его здесь никто не должен арестовывать. Доказательства этой позиции Соловьев представить не смог. Никто из следователей и прокуроров и не пытался искать заказчиков этого явно заказного убийства.
Почему руководство Прокуратуры РСФСР сделало куратором этого громкого дела именно Соловьева? Хотя в это же время он работал в следственной группе по делу ГКЧП и был весьма загружен этим. Как куратор, он также несет ответственность за затяжку и качество экспертизы и за то, что Шляфман покинул Россию в феврале 1992 году и не был арестован, за то, что не были допрошены многие свидетели. Также, он несет ответственность за то, что не был осуществлен поиск заказчиков этого убийства. Версия Соловьева о роковой случайности никак не может быть принята, потому что, если пистолет был разряжен, то Шляфману совсем не надо было еще раз стрелять ни в Малахова, которого уже держали охранники, ни в грудь Талькову. Грудь Талькова и потолок коридора находились совершенно в разных направлениях.
В ноябре 2018 года Следственный Комитет РФ фактически согласился с тем, что дело расследовавшееся при кураторстве прокурора В. Соловьева расследовано недостаточно полно и неправильно квалифицированно. Потерпевшей по делу еще в 1991 году была признана мама Игоря Талькова, Ольга Юльевна. Она умерла в 2007 году. А через одиннадцать лет после ее смерти вдова певца Татьяна Ивановна СК РФ была признана новой потерпевшей по этому делу. Следственный Комитет возобновил расследование убийства Игоря Талькова и вернулся к его квалификации не как к «убийству по неосторожности», а как к умышленному убийству (ст.102 УК РСФСР), не согласившись с позицией В. Соловьева о якобы случайном убийстве по неосторожности. Расследование под свой контроль взял лично Александр Бастрыкин. В январе 2022 года Санкт-Петербургским судом был заочно арестован скрывающийся в Еврейском государстве Валерий Шляфман. В соответствии с соглашением о правовой помощи Генеральная прокуратура РФ неоднократно обращалась к Прокуратуре этого государства о выдаче обвиняемого Шляфмана, но пока выдача не произошла. Однако, В.Н. Соловьеву решение российского суда об аресте В. Шляфмана видимо не указ. В недавнем интервью в 2024 году порталу «Совершенно секретно» он явно ошибочно утверждает:
Корреспондент: «......Странно, что его [Шляфмана] отпустили»
Соловьев: «- Его никто не отпускал. Ему не предъявили никаких ни обвинений, ни подозрений, ничего. И он [Шляфман], пользуясь этим, спокойно уехал в Израиль. Если он сегодня вернется в Россию, под стражу его никто не возьмет по той простой причине, что это не умышленное убийство, по неосторожности, и он всегда может оправдаться, что на самом деле он [Шляфман] не владел навыками стрельбы из оружия и совершил выстрел случайно»[6].
Бывший следователь В.Н. Соловьёв и сегодня откровенно признаётся в непринятии трудов и творчества великого русского поэта и барда Игоря Талькова. Он, даже без всякого на то основания, ложно обвиняет И. Талькова в попытке раскола Русской Православной Церкви. Так, в комментариях к статье историка Бориса Галенина на Русской Народной Линии «Зона правовой и исторической турбулентности. К 106 годовщине цареубийства. Ч.II»[7] В.Н. Соловьёв в качестве доказательства якобы раскольнической деятельности И. Талькова приводит, во-первых, то, что он духовно окормлялся у протоиерея Алексея Аверьянова в 1990-1991 годах, когда тот был действующим священником Русской Православной Церкви Заграницей, во-вторых, В.Н. Соловьёв приводит строки из стихотворения Талькова «Глобус» с критикой большевицкого богоборческого СССР: «Покажите мне такую страну, где заколочены храмы, Где священник скрывает под рясой КГБ-шный погон». Видимо В. Соловьеву больше нравится та часть Русской Православной Церкви, которая была в коммунистическом плену во времена СССР и не могла порой возражать против насилия коммунистической власти по закрытию храмов и изъятию церковных ценностей, гонениям на верующих. Давно не секрет, что многие священнослужители во времена СССР вынуждены были писать отчеты о своей деятельности не только в Совет по делам религии при Кабинете Министров СССР, но и напрямую в КГБ. А ряд штатных сотрудников КГБ во времена СССР направлялись в духовные семинарии и академии для выполнения заданий КГБ и получали сан священнослужителей. Многие из них приносили покаяние, иногда (но редко) даже публичное покаяние. Некоторые священнослужители, как мы читаем из житий новомучеников и исповедников российских, писали не только отчеты в ЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, но и доносы на других священнослужителей и мiрян, своих прихожан. В своих песнях Игорь Тальков обличал эти грехи и как поэт призывал к покаянию в них.
Из вышеприведенных публичных заявлений В.Н. Соловьева можно предположить, что Шляфман по его, Соловьева, мнению, якобы «случайно» стрелявший в Талькова и уже более 30 лет скрывающийся в Еврейском Государстве, ему, Соловьеву, более понятен, чем наш великий русский поэт и певец Игорь Тальков.
В июне 2024 г. СК РФ заявил, что завершил расследование в отношении одного обвиняемого Шляфмана и передал его дело в Прокуратуру. Представитель СК РФ заявил, что по мнению следствия В. Шляфман лишь один виновен в умышленном убийстве И. Талькова. Остается неизвестным как следователи спустя 33 года, даже не допросив Шляфмана, определили, что он действовал в одиночку, а не по чьему-то заказу. В апреле 2025 года Петроградский районный суд Санкт-Петербурга признал виновным в убийстве Игоря Талькова Валерия Шляфмана и приговорил его к 13 годам колонии. Ждем выдачи Шляфмана Еврейским Государством и принесения им покаяния в убийстве поэта и певца Игоря Талькова.
Можно согласиться со словами народного артиста России Николая Бурляева, сказанными им в передаче «Прямой эфир» с Михаилом Зеленским 6 октября 2011 года:
«Я должен признаться, что я не поклонник эстрады и никогда не был им, ни в наши давние времена, когда она еще была очень приличной. Но, когда запел Игорь, я начал прислушиваться… «как-ты попал на это дно, что ж ты поешь-то, да тебя же убьют». И, действительно, он брату говорил, после того как создал песню «Россия»: «Меня убьют, уж теперь точно». Теперь заметьте, сейчас, когда я вас всех послушал, я думал: бедный Игорь Тальков, кто тебя окружал и как похож твой уход из жизни на то, что сделали с пророком России Пушкиным, на то, что сделали с Лермонтовым, пророком России, потом Есениным. Как только поднимается пророк на Руси и становится «рупором» России, его убивают. А кто это сделал? Вы видите, путаются правоохранительные органы и прямо говорят, что это Шляфман, но из Израиля выдачи нет. Почему убивают пророков, вот это большой вопрос!»
Игорь Тальков полагал:
«…Сила русского народа в единстве. Во все времена нас старались разъединить, лишить силы объединенного национального духа. Если народ узнает правду о своём великом прошлом, каждый будет гордиться тем, что он русский, и это объединит народ» [214, с.115].
Сам певец Игорь Тальков пророчески писал о своей духовной борьбе за Россию, за Христа, о своей гибели и воскресении:
Я мечтаю вернуться с войны
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны
Под дождями из слёз.
Но не предан земле тиран,
Объявивший войну стране,
И не видно конца и края этой войне.
...........................................
Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев.
И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения
Страны, вернувшейся с войны.
Сегодня биографию Игоря Талькова и его песни читают, смотрят и слушают многие патриоты и прежде всего молодежь, беря за образец его стремление к Истине, стремление добиться возрождения России, Российской Империи, Святой Руси. Его подвиг, его песни и сегодня духовно разят противников России, противников Православной Монархии.
[1] Сионизм – движение, возникшее в XIX веке, направленное на организацию переселение евреев со всего мiра в Палестину и создание там национального Еврейского государства. Многие историки, в том числе Петр Мультатули, отмечают, что основатели этого движения вели диалог с Императором Николаем II [58, 70]. Против Императорской власти выступали другие тайные еврейские организации, например, партия БУНД, с которой активно сотрудничали российские социал-демократы и большевики, и меньшевики. Видимо, поэтому Тальков поставил слово сионизм в кавычки. Поле принятия 10 ноябре 1975 года резолюции ООН №3379, объявившей сионизм одной из форм расизма, в СССР многими именно так воспринимался этот термин. В момент развала СССР в декабре 1991 г. США добилось отмены этой резолюции в ООН.
[2] Общество «Память», возглавляемое Дмитрием Васильевым с 1988 года, выступало за возрождение русской национальной культуры, русских национальных традиций, которые коммунистическая партия стремились уничтожить в СССР. «Память» Д.Васильева, как правило, выступала с православно-монархических позиций. В то же время ряд деятелей движения «Память» стремились обвинить еврейские организации во многих бедах, постигших Россию со времен кровавой революции 1917 года и во времена СССР. В ответ еврейские организации обвинили движение «Память» в антисемитизме и даже в фашизме. Параллельно с «Памятью», руководимой Васильевым, возникли «дубли» движения «Памяти», выступавшие с нацистскими, явно провокационными лозунгами. Многие аналитики связывают такое размножение «Памяти» с борьбой советских спецслужб с основным движением «Память», возглавляемой Д. Васильевым.
[3] Звезда Давида – шестиконечная звезда, составленная из равносторонних треугольников – древний символ который в XIX веке стал символом сионистского движения, а после образования Еврейского государства в 1948 году был помещен на его флаг.
[4] Православные следуют словам Апостола Павла: «Идеже несть Эллин, ни Иудей, ни обрезание, ни необрезание, варвар, скиф, раб и свобод, ни всяческая и во всех Христос» (Кол, 3:11). То есть во Христе нет ни иудея, ни эллина, а все Христовы. И даже к тем, кто вне Христа православные относятся по-доброму. Как, например, святитель Василий Великий относился к своему соседу, исповедующему талмуд [194]. Но талмудисты в большинстве своем все еще ожидают пришествия Машиаха своего Миссию и не верят, что Миссия Христос уже первый раз явился на землю две с лишним тысячи лет назад. А пришествие «нового» Машиаха будет пришествием в мiр антихриста [Апокалипсис Иоанна Богослова]. Подробнее об этом в параграфе 1.2.1 и 1.2.2. Поэтому звезда Давида несоединима с Крестом Господним в вопросах ВЕРЫ.
[6] https://www.sovsekretno.ru/articles/mneniya/sledovatel-vladimir-solovev-reputatsiya-vsegda-byla-u-menya-ershistaya/
[7] https://ruskline.ru/news_rl/2024/07/22/zona_pravovoi_i_istoricheskoi_turbulentnosti