Продолжение, начало здесь.
Даже дальние деловые поездки царя по стране не обходились без механических экипажей. Их погружали в специальный вагон, прицеплявшийся к царскому поезду. Там же размещались водители и механики с инструментами и запчастями. В своём дневнике, 22 мая 1913 года, Николай пишет:
«В десять часов прибыли в Ростов. После встречи поехал с детьми на автомобиле в древних город Ростов Великий. Посетил Успенский собор…»
Такие же строки посвящены Ярославлю, Суздалю, Владимиру, которые царь тоже посещал на автомобиле. Ну, и, конечно же, в заграничных поездках самодвигатели обязательно сопровождали императора – в Европе царствующие особы уже привычно ими пользовались.
Особенное удовольствие доставляли Николаю автомобильные поездки по Крыму. А апреле 1914 года он довольно подробно описывает в дневнике своё путешествие в заповедник «Аскания Нова».
Однако, не каждая поездка императора на автомобиле проходила удачно. 11 декабря 1914 года в Москве под его автомобиль угодил мальчик. В газете, в рубрике «происшествия» было сказано: «Сегодня под автомобиль царя попал какой-то мальчик, к счастью, довольно благополучно».
Последний российский император широко пользовался автомобилем – одним из наиболее передовых технических достижений своего времени, проявлял к нему интерес, хорошо понимал его значение как нового вида транспорта, играющего немаловажную роль в деле укрепления экономики и обороноспособности страны. Мировая война заставила Россию во многом пересмотреть отношение к автомобилю. Из-за границы производились крупные поставки машин, отправлявшихся в армию. Это были боевые автомобили, оснащённые пушками, пулемётами, прожекторами и радиостанциями.
Между тем, Николай, за двенадцать с лишним лет пользования автомобилями, ни разу не упомянул в своих записях ни о марках или моделях машин, на которых ездил, ни об их технических характеристиках. Он называл их просто: «мотор», «автомобиль большой», «открытый» или «закрытый», и редко «бронированный». Это означало, что при всём интересе к автомобилизму, царя мало интересовала техническая сторона дела. Как сейчас говорят, он был простым «пользователем» этой техники.
Продолжение следует.