Прдолжение. Начало здесь.
О том, как шла автомобилизация других городов и весей необъятной России, рассказывают результаты исследования, проведённого правлением Русско-Балтийского завода.
Полученные данные были опубликованы в 1913 году. Оказалось, что на момент опроса (1911 г.) автомобили были зарегистрированы в сорока одном городе из пятидесяти шести обследованных, причём сведения предоставили не все опрошенные города. Из присланных данных следовало, что количество авто в периферийных городах было следующим: в Воронеже – 20, Тамбове – 19, Нижнем Новгороде - 18, Сумах – 14, Саратове и Житомире – по 13, Оренбурге и Туле – по 10, в Уфе – 7. Большая часть из самоходов была в частных руках. Из государственных учреждений крупными автовладельцами были Военное и Морское ведомства, Министерство путей сообщения и ряд других.
Как это ни печально, большинство населения России долгое время не питало к автомобилю тёплых чувств. Когда прошло первое удивление от экипажей, двигавшихся без помощи лошадей, начали проявляться сперва непонимание, потом неприятие, а то и открытая враждебность по отношению к новшеству. Вот что, например, написал в московском журнале «Автомобилист» в 1912 году один из автолюбителей, доведённый, судя по всему, до отчаяния:
«Непрекращающиеся случаи хулиганских нападений на автомобили поневоле привлекают к себе внимание московских автомобилистов. В такой же мере их интересует и то, как реагирует на эти дикие выходки полиция и местная администрация, на которых лежит охрана безопасности передвижения по улицам и проезжим дорогам». При этом на самих автомобилистов со всех сторон сыплются самые разнообразные обвинения. Газеты даже завели особую рубрику: «Жертвы автомобильной распущенности».
Между тем, к началу Первой мировой войны в России, в основном, сформировался-таки положительный имидж автомобиля. Общественное сознание было подготовлено к автомобилизации всей страны. А способствовали этому спортивные состязания, автопробеги, выставки и другие мероприятия, проводившиеся русскими автомобилистами, и тот факт, что автомобили всё более вторгались в хозяйственную жизнь страны, превращаясь из «убойного снаряда для сумасшедших» в транспортное средство, способное улучшить жизнь многих слоёв населения России.
Продолжение следует.