Продолжение. Начало здесь.
В 1913 году Россия занимала десятое место в мире по количеству имевшихся в стране автомобилей. Тогда в империи насчитывалось десять тысяч машин. Столько же автомобилей было в Аргентине. На девятом месте располагалась Италия с двенадцатью тысячами машин, на одиннадцатом Бельгия – девять тысяч. Япония, Испания, Швеция и другие страны находились далеко позади.
Согласно опубликованным данным, первый «настоящий автомобиль» в Таллине появился только в 1902 году. Его хозяином был капитан Беломорского полка Фёдоров. Следующего самодвигателя в Эстонии пришлось ждать четыре года, и появился он только в 1906 году, а через пару лет было уже шесть автомобилей.
Но самым «автомобильным» городом Прибалтики была, конечно же, Рига. Там ещё в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера собрали первый мотоцикл, а позже и автомобиль, запечатлев на них гордое имя «Россия». Там же находился и флагман российского автостроения – знаменитый Русско-Балтийский вагонный завод, выпускавший «Руссо-Балты». Естественно, что на улицах Риги автомобили были обычным делом. В городе в разное время действовало два автомобильных клуба.
Даже на севере России автомобиль находил поклонников, порой в лице целых организаций. В Архангельске, например, в 1908 году несколько местных предпринимателей организовали акционерное общество для «эксплуатации автомобилей в качестве городского сообщения». Местные власти пошли им на встречу, выдав концессию сроком на восемь лет.
Оказался вовлечённым в автомобильную эпопею и Кавказ. Ещё на заре ХХ века многих тянуло покататься на авто по Военно-Грузинской дороге. В число любителей острых ощущений попали Ю.А. Меллер, владелец завода «Дукс» в Москве, и даже министр путей сообщения князь Хилков. А 6 ноября 1909 года было выдано официальное разрешение на «устройство автомобильного движения для перевозки почты и пассажиров на участке Черноморского шоссе от Сочи до Сухуми, на расстояние 170 вёрст, сроком на двадцать лет».
Удивительно, но факт: на Дальний Восток автомобили попали гораздо раньше, чем во многие города европейской России. В 1904 году Япония объявила войну России. Вместе с главнокомандующим русской армией на театре военных действий оказался и автомобиль, ставший первым в этом регионе механическим транспортом (не считая паровозов). Главнокомандующему новинка понравилась, и он запросил ещё дюжину машин. Но пока их покупали и везли поездом на Дальний Восток, война закончилась, и машины оказались «не у дел». Большую часть отправили назад, и только пара осталась на станции Цицирак Южно-Китайской железной дороги. В 1910 году дворянин Е.М. Андерсен обратился во Владивостокскую городскую управу с просьбой о разрешении открыть движение по городу двух четырёхместных автомобилей для катания пассажиров.
Продолжение следует.