Охота на оленей почти ничем не отличается от охоты на лосей. Характер охоты изменяется, когда выпадает снег. В это время олени ходят по проложенным ими тропинкам, по которым охотники садятся в засаду. Из таких засад стрелять очень легко, так как олени, если ещё не напуганы, подходят на несколько шагов.
На оленей охотятся так же и с собаками, которые нагоняют их на охотника. Не напуганных оленей можно заезжать круговым заездом на лошади, постепенно суживая круг и как будто не замечая их. Олени принимают проезжающего мимо них охотника за обыкновенного человека и поэтому не убегают, а только наблюдают за ним.
Весною олени выходят на солнцепёки, где уже появляется травка; там их поджидают охотники, запрятавшись в какое-нибудь укромное местечко. Если же солнцепёк небольшой и оленю приходится переменять место, то охотнику следует скрасть его, иначе придётся долго ждать его возвращения. Летом, когда олени станут появляться на солонцах, охотники поджидают их на сидьбах или лабазах и при этом соблюдают величайшую осторожность, так как олень, выйдя на солонец, прежде чем начать есть траву, обнюхивает воздух и долго прислушивается. Вследствие чрезвычайно развившегося чутья охотники избегают курить, потому что олень почувствует их издалека и не подойдёт.
Выходящего оленя надо подпустить на ближайшее расстояние и стрелять пулей из штуцера в грудь, чтобы положить его на месте, потому что подстреленного почти нельзя отыскать. Раненый олень бежит с обыкновенной быстротой и, только пробежав значительное расстояние, останавливается и оглядывается назад.
Если после выстрела он падает на бок и копает ногами, но не поднимается, значит, он ранен в позвонок; охотник должен подбежать и сократить мучения ножом. Точно так же он должен поступить и в том случае, если олень, упав, вспрыгивает и хочет убежать. Раз он поднимается, то убегает до последних сил, и тогда лучше прикончить его другим выстрелом.
Ф.Г. Раевский. «Охота с ружьём и собакой». 1912 г.
Молодые тёмные олени называются пыжиками. Шерсть их крепка, а шкурка прочна к носке, так что пыжиковые меха ценятся довольно дорого. Из них делают превосходные двойные дохи и так называемые парки, особый род зимней одежды, имеющей покрой обыкновенной рубашки, без разреза спереди, так что парка надевается с головы. Парки чрезвычайно теплы и, отделанные бобром или соболем, ценятся довольно дорого.
«Записки охотника Восточной Сибири». А.А. Черкасов. 1867 г.