Во многих лесных уездах средних губерний есть тока, существующие с незапамятного времени, о которых помнят деревенские старожилы, но количество подобных токов, конечно, уменьшается с каждым годом.
Даже при частой стрельбе из шалаша ток временно расстраивается и в незначительном отдалении от него, на расстоянии 50-200 и более сажен, образуется один, а иногда и несколько так называемых побочных токов, куда напуганные тетерева часто улетают при первом выстреле. Нередко они и навсегда покидают свое обычное сборное место.
В окрестностях Москвы, Ярославля и многих других городов тетерева вообще токуют поодиночке, вразнобой, и, собственно говоря, настоящих токов здесь уже нет вовсе. Каждый косач бормочет, выбрав себе небольшую лесную полянку или лужайку среди кустов и мелколесья, и только изредка на голос прибегает к нему по лесным тропинкам его ближайший сосед. Это одиночное токование замечается не у одних бывалых и стреляных косачей, но и у молодых, так что здесь мы видим как бы приспособление птицы к невыгодным условиям жизни.
Одиночно токующий косач нередко бормочет в чаще, в средине мелколесья, выбирая своим пребыванием какую-нибудь кочку на небольшой лужайке, иногда даже тропинках, по которым и бегает, отыскивая откликающегося противника или манящую его тетёрку. На этом и основаны эти, так сказать, усовершенствованные способы охоты с подхода.
Промышленник, подойдя к нему на возможно близкое расстояние, выходит на дорожку или небольшую прогалинку, на которых ему можно было бы увидать бегущего косача, выбирает себе куст можжевельника, тальника, ещё лучше - развесистую ёлочку и, притаившись за ними, начинает манить, в первой половине апреля подражая чуфырканью самца, а затем - также голосу ростящей тетёрки. Но если птица близко, охотник уже не должен откликаться, иначе тетерев часто подбегает к нему незамеченным и, увидав свою ошибку, улетает. При соблюдении этого условия подманиваемый косач, чуфыркнув несколько раз, начинает искать своего воображаемого и притом, как полагает, неопасного соперника или же самку, выбегает на дорожку или прогалинку, где и принимается иногда бормотать.
Справочник охотника, 1902 г.
Л.П. Сабанеев. Календарь охотника. 1882 г.
Охота, вызванная не праздностью и скукою, а желанием очутиться лицом к лицу с освежающею душевно природою, всегда заключает в себе много поэзии. Но много ли её в простом, хотя бы ловком убийстве? Я уверен, однако, что только ложное самолюбие, боязнь отстать от других и заслужить насмешки товарищей заставляет большинство не обращать внимания на внешние проявления жизни животных, служащих нашею добычею.