Охота на тетеревином току известна давно и описана многими авторами. Главная прелесть такой охоты – это возможность продолжительное время наблюдать за птицами.
Ток тетерева – зрелище занимательное. Но подойти к нему после восхода солнца – задача не простая. Тетерев птица осторожная, и на токовище присутствуют особи, выполняющие роль сторожей. Во время песни петухи всё видят и слышат, хотя иногда пара самцов, увлечённые выяснением отношений, могут подпустить человека к себе очень близко. Такие случаи редки и охота с подхода бывает мало успешной. Но обнаружить ток, если его место точно не известно, таким способом можно. Там, где тетеревов не беспокоят и охотятся аккуратно, токовища не меняют своего места годами. Поэтому если его удалось найти, можно рассчитывать, что в ближайшие дни птицы будут слетаться сюда каждое утро.
Охотник должен прийти затемно ещё до того, как тетерева начнут петь. По первой появившейся птице охотники не стреляют. Во-первых, ещё темно, во-вторых, первым на ток прилетает или приходит токовик. Токовик – это старый петух, который начинает и заканчивает всё действо (можно сказать – тамада). Считается, что если его не станет – ток распадётся. Не стреляют также и самок – тетёрок. Вообще выстрел на такой охоте не главное. Некоторые охотники, особенно впервые увидевшие вблизи токующих тетеревов, вообще забывают про ружьё. Тетёрки прилетают на ток уже с рассветом. Они ходят среди петухов с таким видом, будто происходящее их мало интересует. Самцы при этом сильно волнуются, петь начинают активнее, при этом высоко вспархивают вверх, чтобы самки их заметили. Те, в свою очередь, важно погуляв среди ухажёров, вдруг слетают, и тот самец, с чьей территории поднялась тетёрка, улетает вслед за ней.
Тетерева не образуют постоянных пар, и один самец за сезон может спариваться с несколькими самками. Поэтому охота на петухов в регионах, где тетеревов много, иногда разрешена.
Дмитрий Ротков, Сергей Уткин
Календарь охотника. Л.П. Сабанеев
«Охота, вызванная не праздностью и скукою, а желанием очутиться лицом к лицу с освежающею душевно природою или потребностью в более сильных ощущениях, потребностью, выражающеюся всего более в стрельбе хищных зверей и в псовой охоте, всегда заключает в себе много поэзии. Но много ли ее в простом, хотя бы ловком убийстве? Я уверен, однако, что только ложное самолюбие, боязнь отстать от других и заслужить насмешки товарищей заставляет большинство не обращать внимания на внешние проявления жизни животных, служащих нашею добычею. Разве хорошие стрелки всегда имеют право на название хороших охотников? Наконец, это невежественное пренебрежение наблюдением над жизнью животных даже убыточно, так как наблюдательный охотник имеет огромное преимущество перед самым лучшим стрелком – знание того, где, как и что следует искать в данную минуту и в даже неизвестной, местности».