Охота на зайца с гончими на Руси – это классика жанра.
Что далеко ходить – достаточно вспомнить «Барышню-крестьянку» Александра Сергеевича Пушкина. Правду сказать, и многие другие наши писатели не обходили стороной в своих сюжетах эту увлекательную, очень азартную охоту. Вот что писал в своих заметках знаменитый русский писатель, а так же охотовед Сергей Тимофеевич Аксаков: «Любая гончая должна гнать зайца. Заяц для гончей - то же, что белка для лайки. Это уж потом, когда гончая познает разного зверя, определятся её пристрастия: одна проявится как рьяный лисогон, другая, быть может, с особой злобой пойдет по кабану, третья обнаружит редкую в нынешние времена склонность гнать волка, но начинают все с зайца. Хуже или лучше, с меньшей или большей страстью и сноровкой, но зайца гонят все: если не гоняет зайца - какая же это гончая?!»
И ещё: «Охота с гончими по русаку в открытых степных местах, разнообразие которых составляют просвечивающие лесные полосы, кочкарники-солонцы с тальниками и сад у ставенка, менее живописна. Приходится ломать ноги на кобластой зяби, где любят ложиться русаки, прочёсывать ряды обломанных подсолнухов и сухой кукурузы. Открытое пространство гасит голоса собак. Но зато всё видно. Взгляд тут же прихватывает вдруг возникшего на разлинованной бороздами пашне зайца, можно поглядеть и на лёжку, из которой он только что вымахнул, небольшую продолговатую луночку с подталой грязцой на дне, запечатлевшей вмятинки от лапок. Долго видно, как по дальней межевой канаве, на грани земли и неба, катится клубочек, а значительно поотстав от него, вытягиваются в гонном намёте выжлец и выжловка. Почти всё происходит на глазах. Кто-то, едущий на телеге, остановил лошадь, даже встал в рост. Как же интересно идёт охота!»
Не менее увлекательно и страстно писал об охоте на зайца с гончими известный охотник, рыболов и публицист Леонид Павлович Сабанеев: «Охота с гончими на зайца сводится к тому, чтобы найти, взбудить его и, угадав по голосам собак направление гона, подбыть вовремя под него и встретить выстрелом. Этот общий порядок зависит от многих условий, которые гончатник должен учитывать. Во-первых, погода: в сухие, ясные, хрусткие дни заяц лежит слабо, на слуху, поднимается далеко и охотно, а в мягкую, тёплую, так крепко, что хоть выковыривай его сапогом. Пахнет не так сам заяц, как его следы, и плотно лежащего зайца даже чутьистые гончие могут пропустить, особенно если накануне было ненастье, метель, пороша, когда заяц вообще мог не ходить и не дать жиров. В такие дни взбудить зайца трудно и, хочешь, не хочешь, надо помогать собакам лезть с порсканьем в чапыжники, чтобы вытурить его».
Зимняя охота по зайцам с гончими. Журнал «Охота», №2, 1902 г.
Общее направление первоначального хода русака под гончими определяется двумя точками, из коих первая – место лёжки, а вторая – озими, куда он ходил на жировку, или вообще другие кормовые места. Правила перехода русака из одного отъёма в другой (место входа и выхода) нельзя установить с такой точностью, как это установлено, например, для лисицы. В общем и по пороше так же, как и по чёрной тропе, наблюдается одно и то же явление: чем меньше круги делают русаки, тем азартнее гон, чем большие – тем гон слабее по напряжённости.