Бурый медведь представлен множеством подвидов и разновидностей, имеющих определённые морфологические отличия, устойчиво сохраняющиеся лишь в пределах конкретной популяции.
Климатические условия, рельефно-ландшафтные характеристики местности, особенности кормовой базы отражаются, большей частью, на массе, размерах и окрасе животных. Самые крупные из отечественных представителей семейства медвежьих обитают на Камчатке, где взрослые самцы-медведи нередко достигают семи центнеров веса (самки заметно меньше). В европейской части страны водятся экземпляры в 1,5 – 2 раза меньше, но и 350-килограммовый хищник «мелким» никак не выглядит. Именно к хищным млекопитающим медведь и относится, хотя является практически всеядным. Мясо и рыба, птичьи яйца и личинки насекомых, орехи, ягоды, сладкие корешки и злаковые культуры в стадии молочной зрелости – традиционное меню мохнатого лакомки. Образ жизни – территориальный, одиночный (за исключением медведицы с потомством). Отлично плавает, хорошо лазает по деревьям, на коротких дистанциях способен развить очень высокую скорость. Важная особенность: в умеренном и холодном климате, с наступлением холодов медведь склонен впадать в зимнюю спячку.
Зимует бурый медведь в берлоге, заботливо обустроенной с осени. Место выбирает тщательно: под вывороченными корневищами упавших деревьев, в буреломе, в скальной расщелине или пещере. При отсутствии подходящего убежища естественного происхождения, строит его самостоятельно: выкапывает достаточно глубокую яму в грунте, сверху надёжно закрывает и маскирует сломанными молодыми деревцами и крупными ветками. Сырости не любит, поэтому утепляет логово мхом, сухой травой, корой. Один из характерных признаков близости медвежьей берлоги – множество ободранных и поломанных деревьев. В спячку медведь укладывается, как правило, до выпадения снега и уже не покидает берлоги до его обильного таяния.
На Урале. Журнал «Охота», №7, 1879 г.
23 июня 1878 года на Чердынском Урале стояла нестерпимая жара. Я с Устином подымался на крутую гору, наверху которой был солончак (ржавое и отчасти солёное болото); на этом солончаке, по уверению Устина, в жаркие дни, по вечерам, приходили олени, а иногда и лоси, пить солоноватую воду. Туда же, по его словам, часто являлись «медмиди» охотиться за лосями. При этом Устин уверял, что «медмидь» охотнее преследует лося, чем оленя: «олень, пояснил он, скотина лёгкая, её не скоро изловишь, стало быть и гоняться не стоит, а звирь (лось) погрузнее, в болоте тонет, ну, его ему (медведю) и сподручнее гонять». Мы стремились к солончаку, чтобы там засесть в крепкое место и караулить оленя или лося – кто прийдёт.