Прежде чем, уважаемый читатель, я продолжу рассказ о путешествии по Татарстану, хочу вернуться на несколько недель назад. Это просто. Нажимаю на кнопку в машине времени. И вот я опять (и вы со мной) в Нижнем Новгороде. Спустившись по крутому склону от Кремля, я попал на уютную, красивую, тихую улицу Рождественскую. Сейчас она выглядит так, как спланировал её в XIX веке Бетанкур.
Следуя вдоль трамвайной линии, дохожу до конца улицы. И трамвайный путь здесь заканчивается, делая круг. Далее – вправо идёт мост через Оку, а налево высится гора. По её склону вьётся лестница. Меня влечёт эта гора. Поднимаюсь по бесконечным ступеням. Марш за маршем. Кажется, что силы меня вот-вот оставят. Но лестница заканчивается, и я оказываюсь на просторной смотровой площадке. Внизу передо мной – Ока, за ней новая часть города, правее – Волга, за ней – леса, леса до горизонта. Дух захватывает от красоты! За спиной – блеклые строения, гостиница, жилые дома: «шедевры» времён «развитого социализма». От этой «красоты» хотелось ринуться обратно вниз по ступеням. Но удержался (за парапет смотровой площадки). Долго любовался дальними далями, потом перевёл взгляд правее, и увидел красивый храм. Снизу его было не видно – его скрывают многоэтажные дома. Перейдя по пешеходному мосту через глубокий овраг, я приблизился к церкви. Судя по внешнему виду, век XVII – решил я. Подойдя ближе, прочитал на информационном щите, стоявшем рядом с храмом: «Церковь Успения Божией Матери на Ильинской горе. 1672 г.». Не ошибся я (сказывается архитектурное образование).
Одно из преданий гласит, что на месте каменного Успенского храма некогда был монастырь, упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В этом монастыре была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднён.
Историки утверждают, что каменный Успенский храм был построен нижегородским купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. В 1666 году Афанасий Фирсович стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет, перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство, дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведён.
Успенский храм является единственно известным в отечественном каменном зодчестве с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица (приём, широко распространенный исключительно в деревянном церковном строительстве).
Сегодня этот храм, стоящий на Ильинской горе, мог бы быть виден за многие десятки километров с Волги и Оки, если бы не кирпичная многоэтажка, вставшая перед ним случайно. Думаю, недолго стоять этому дому. Лишний он здесь. А звон колоколов с высокой звонницы? Он гаснет в узких дворах, а должен звучать на многие вёрсты. Город разрастается, строятся новые дома. А на Ильинской горе должен стоять храм Успения Божией Матери. И только. Я так думаю. А вы?
Другие фотографии храма можно посмотреть здесь.