Я не был в подмосковном селе Перхушково ровно пятьдесят два года. То есть со дня своего рождения. Так уж случилось, что летом 1962 года мама моя, Наталия Дмитриевна, урождённая Казанцева, отдыхала на даче в Жаворонках и ожидала моего появления на свет. Но я так заторопился с этим появлением, что не довезла она меня до Москвы. И родился я в Перхушково. Места эти, надо сказать, в те годы были тихими, дачными. На днях, в начале жаркого августа, я решил посетить Перхушково. Видно, пришла пора.
Наверное, я выбрал не лучшее время для путешествия на малую Родину. Можайское шоссе, от МКАДа в область – это сущий ад! Сужение до двух полос, асфальтоукладчики вдоль дороги, загорелые работники в жёлтых жилетах, дым, гарь. Пробка на километры, тридцать два градуса в тени, небо без облаков, чахлые тополя вдоль трассы, кондиционер в машине надрывается из последних сил, в соседнем авто чьи-то бычьи глаза, напряжённые и злые (яду мне, яду!). Но вдруг, на пятнадцатом километре Можайского шоссе, за переездом через железную дорогу Белорусского направления, путь становится свободным. И вот уже скорость, и свободные две полосы. И вдруг – Перхушково! Чуть не проскочил мимо. И храм слева. Разворачиваюсь на ближайшем перекрёстке. Подъезжаю к церкви.
Из истории: впервые деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы упоминается в конце XVI в., когда село Перхушково принадлежало боярину и воеводе Семёну Нагому. В 1746 г. А.А. Черкасский построил новую Покровскую церковь с Никольским приделом. В 1756-1763 гг. тщанием М.А. Яковлева была возведена каменная церковь в честь Покрова Божией Матери. Во время наполеоновского нашествия церковь была разорена. Между прочим, село Перхушково упоминается в письмах Наполеона и в романе Толстого «Война и мир». В 1822-1824 гг. церковь отремонтировали. В 1868 г. здание церкви соединили с колокольней, а в 1880 г. колокольню перестроили и увеличили. В советское время храм ненадолго закрывался, но сохранил внутреннее убранство.
Действительно, храм Покрова Пресвятой Богородицы внутри поражает своей красотой, словно время здесь остановилось два века назад. Чего не скажешь о внешнем виде храма.
Узнал я у служителей храма о Перхушковской больнице, знаменитой с XIX века. И о роддоме, где я родился. Он, оказывается, был закрыт в 1982 году.
Когда я возвращался домой, сворачивая с Можайки на МКАД, видно было, что со стороны Химок на Москву надвигается иссиня-чёрная туча. Вечерний воздух сгустился, предвещая близкую, неминуемую, с градом и пыльным ветром, грозу. И через четверть часа гроза и случилась.
Фотографии храма можно посмотреть в фотогалерее.