Я очень люблю путешествовать по Угличскому шоссе. Лишь только минуешь тесный Сергиев Посад, то словно вырываешься на свободу. Дремучие леса подступают к самой дороге, и вдруг расступаются, раскрывая панораму на многие километры.
Хороший асфальт заканчивается ровно на границе Московской и Тверской областей. Далее машину немного трясёт и подбрасывает на ухабах. Но это не мешает наслаждаться красивыми видами, что раскрываются то слева, то справа. И вот, когда до Калязина остаётся километров сорок, проезжаешь через село Поречье.
Название такое дано ему неспроста. Расположено оно на высоком берегу реки Нерль. Ещё эту речку именуют Тверской Нерлью, в отличие от той, что находится во Владимирской области. И есть в селе Поречье храм. Расположен он так, что лучше и не придумаешь: на высоком берегу, рядом с трассой. Противоположный берег Нерли – пологий. Поля да луга. Так что, двигаясь по шоссе от Калязина, видишь этот храм за десяток километров, а когда едешь из Москвы – он возникает слева, неожиданно и вдруг. Проезжал я мимо него много раз. Притормаживал, любовался, но проезжал. А вот на днях не выдержал. Сделал остановку. Сфотографировал издалека, из-за Нерли. Потом подъехал к самому храму. Вышел из машины, прошёл храмовые ворота. И вот: на дверях церкви – замок. И нет ни таблички с расписанием служб, ни вывески с названием храма. Между тем видно, что снаружи церковь несколько лет назад была отреставрирована.
Стал я обходить храм вокруг. Вижу: мужчина пожилой траву косит в тени храма, рядом девочка босоногая – козу пасёт. Подошёл я к мужчине. Спросил: «Как церковь эта называется?» Тот вытер лезвие косы травой, прислонил её к белой стене церкви и обратился к девочке: «Как, бишь, церковь-то нашу величают?» Девочка, лет десять ей, улыбнулась мне и произнесла: «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы». И побежала за козой – та полезла в глубокий овраг. От косца я узнал, что внутри храма идут работы по реставрации и службы проходят только по большим праздникам – из Калязина батюшка специально приезжает. Больше информации о храме от загорелого работника мне получить не удалось.
Позже, из разных источников, я выяснил, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье была построена в 1787 году на деньги местного купца. После октябрьского переворота 1917 года судьба её была обычной для большинства храмов России – разорение. И только последние двадцать лет стала возрождаться. Я очень надеюсь, что скоро, когда буду опять ехать по Угличскому шоссе, услышу звон с колокольни этой церкви. Он будет разлетаться далеко, над извилистой Нерлью, над полями и лесами. А на двери храма не будет замка. И девочка будет пасти козу, а мужчина косить траву.
Другие фотографии можно посмотреть здесь.