В детстве поездка «на Сокол» была для меня праздником. Это было путешествие «в город».
Из микрорайона Щукино, где панельные пятиэтажки соседствовали с частными, практически деревенскими домами, на трамвае, через сосновый лес, я попадал в мир огромных домов, где есть метро, кинотеатры, гастрономы и универмаги. Меня с волнением привлекали тогда стоявшая у метро пожарная каланча, и рядом с ней ворота депо, из которых выезжали красные машины с лестницами. А вот на церковь, словно прячущуюся за пожарной частью, я старался не смотреть. Я был октябрёнком, потом пионером, и меня пугала жёлтая церковь своим несоответствием с ленинскими заветами. Ещё больше меня пугало кладбище у церкви. Но все пути, ведущие к кино про индейцев или магазину, где мне покупали школьную форму, лежали мимо этого храма. Вспоминается такой случай: мне было лет семь-восемь, мы с мамой шли мимо этой церкви, а у ворот сидела старушка с протянутой рукой и просила подать копеечку. У меня в кармане лежала копейка, подобранная некогда на дороге. Я отдал эту монетку старушке. И считал себя благодетелем – ведь я дал ей то, что она просила. И только гораздо позже я понял, что одна копейка в те времена ничего не стоила (да и зарплата моей мамы, учительницы в школе, стоила чуть больше).
Много позже, уже став архитектором, я узнал подробно и о селе Всехсвятском, и об истории постройки храма Всех Святых. О том, что инициатором строительства во Всехсвятском новой церкви была грузинская царевна Дарья Арчиловна. О том, что наполеоновская армия устраивала конюшню в этом храме, но храм выстоял, и перестраивался и обновлялся с помощью известных российских зодчих и художников. И о том, что до начала ХХ века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды.
Вновь посетил я эти места совсем недавно, в начале марта. Увидел некоторые изменения в облике района. Но не значительные. Вокруг храма всё осталось как прежде: и «генеральский дом», жители которого некогда требовали сноса храма, был на месте, и пожарная каланча, утратившая значение, но всё ещё возвышающаяся над павильоном станции метро, и попрошайки у ворот церкви, требующие уже не копеечку, а монеты и купюры достоинством повыше.
Войдя внутрь храма, я поразился великолепием убранства. Но главное, что я почувствовал, что время здесь не властно. Что я – всё тот же мальчик, сжимающий в ладони копеечку, а вокруг огромный мир, ещё неведомый, порой пугающий своей неизвестностью, но прекрасный. И необходимо сделать только шаг, чтобы он открылся, успокоил и принял меня.
Другие фотографии храма можно посмотреть в фотогалерее.