Прдолжение. Начало см. здесь.
Сегодня трудно установить марку автомобиля, впервые появившегося в России.
Известно только, что первый в Российской империи автомобиль появился в Одессе в 1891 году у редактора-издателя «Одесского листка» Василия Васильевича Навроцкого. Вполне возможно, что это был «Бенц». Хотя некоторые историки утверждают, что авто было построено французской фирмой «Панар-Левассор».
Интересно отметить, что сто лет спустя в России, когда рухнул «железный занавес», именно «Мерседес-Бенц» стал символом богатства и успеха у «новых русских» бизнесменов. Но вернёмся на век назад. Именно Одесса тогда стала наводняться машинами из-за границы (отечественного автопрома тогда ещё не было). 1897-1900 годы стали периодом наплыва самоходов в этот южный город. В 1902 году предприниматель Ф.А. Цорн открыл на Полицейской улице гараж-мастерскую, а год спустя появился ещё один гараж – на Пушкинской.
В 1904 году барон А.А. Рено наладил автомобильное движение от Евпатории до Симферополя. Его пример оказался заразительным, и вскоре полдюжины одесских коммерсантов занялись пассажирскими автоперевозками. Количество авто росло как на дрожжах. Если в 1904 году их было 47, то через пять лет город имел сотню машин, а к 1912 году – 238.
К 1913 году наиболее моторизированной оказалась Таврическая губерния – 549 авто. Дело в том, что места эти изобиловали поместьями российской знати. Сам царь имел летнюю резиденцию в Ливадии. И каждый аристократ считал чуть ли не делом чести выезжать в свет на автомобиле. Большая часть авто принадлежала частным владельцам, но и за госучреждениями числился целый ряд машин. Севастопольский порт, например, имел несколько грузовиков ФИАТ. Офицерская школа владела четырьмя «Максвиллами», почтовое управление владело одним ФИАТом, а полицейское – «Бенцем».
Здесь надо отметить, что в 1908 году на автомобильном рынке появляется первая российская машина – «Руссо-Балт», производство которой осваивалось на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Один из первых автомобилей «Руссо-Балт» оказался в ведении Елисаветградской уездной земской управы в 1913 году. Конечно же, «автомобилизация» России, надвигавшаяся с юга, не могла обойти стороной Москву и Санкт-Петербург. Именно об этом мы расскажем в следующем материале.
Продолжение следует.