Продолжение. Начало здесь.
Существует подлинный документ, доказывающий, что в 1902 году появился автомобиль и в Киеве. По этому документу владельцу первого в городе автомобиля Николаю Карловичу фон Мекку предписывалось:
«Снять с автомобиля сигнальную трубу и заменить её колоколом… по образцу поставленных в вагонах киевского трамвая, так как лошади больше всего пугаются звука трубы. По возможности ездить днём, так как яркий свет фонарей, поставленных на автомобиле, тоже пугает лошадей».
В случае отказа выполнить перечисленные условия начальник Пятой дистанции Киевского округа путей сообщения грозил запретить автовладельцу пользоваться шоссе. Вот с такими проблемами столкнулся Николай Карлович. Тем не менее, к 1911 году в Киеве было уже 76 машин, а в 1912 – 166.
Самыми распространёнными были авто с кузовами типа Торпедо и трёхколёсные автомобили. Изредка на улицах Киева встречались роскошные лимузины. Появились грузовики и даже омнибусы (прародители автобусов). Последних к концу 1913 года насчитывалось целых шесть штук!
Владельцы авто объединились в стенах Киевского клуба автомобилистов (ККА). В распоряжении его членов были хорошо оборудованные помещения с библиотекой и гостиной для общения и отдыха. Клуб так же устраивал туристические поездки, принимал участие в пробегах и вёл работу по пропаганде автомобиля как транспортного средства. Почётным председателем Клуба был генерал от кавалерии, военный министр В.А. Сухомлинов. В 1913 году в городе собирались открыть отделение Московского автомобильного общества, но попытка эта натолкнулась на сопротивление со стороны Киевского клуба. Решение вынесли в высшую инстанцию – Императорское российское автомобильное общество. Тяжба длилась целый год, пока начавшаяся война не положила ей конец.
Автомобильная жизнь киевлян не ограничивалась спортивными состязаниями, автопробегами и заседаниями в Клубе. В июле 1913 года в городе прошла Всероссийская выставка, где был организован автомобильный отдел. Крупнейшие иностранные фирмы серьёзно отнеслись к этой выставке и не упустили возможность прислать свою продукцию. Среди них – «Пежо», «Делонэ-Бельвиль», «Рекс-Симплекс» и другие. Отбоя от посетителей не было, однако с коммерческой точки зрения выставка не удалась. Она закончилась с дефицитом средств, поскольку из 56 выставленных машин было продано только 14. Но, между тем, благодаря этой выставке Киев обзавёлся первыми в России машинами «скорой помощи».
Продолжение следует.