Продолжение. Начало здесь.
К 1915 году Москва стала второй автомобильной столицей России после Санкт-Петербурга. И это не смотря на то, что первые самодвигатели появились в ней гораздо позже, чем в Одессе и Киеве.
Поначалу москвичи, отличавшиеся приверженностью к традициям, не жаловали моторные экипажи. Постепенно картина стала меняться. Появились салоны, торговавшие самодвигателями, и даже фабрики, их строившие. Первым стал завод «Дукс». Затем экипажных дел мастер Ильин занялся постройкой моторных экипажей.
Ильин, к тому же, стал представителем в Москве самых известных тогда западных фирм – «Ля Бюир», «Мерседес», «Лорен Дитрих» и многих других. Случилось ему выиграть и ралли на Императорский приз (1911 г.) в составе команды Первого русского автомобильного клуба в Москве.
В 1908 году в Москве состоялась Вторая международная выставка автомобилей. Проходила она в Манеже, где разместилось более 150 автомобилей различных фирм из Франции, Германии, Англии и даже России. Внимание почтенной публики, конечно же, привлекали стенды «Пежо», «Бенц», «Панар-Левассор». Это не удивительно. Сегодня картина на российских выставках почти не изменилась.
Автосалон 1908 года удался и с коммерческой стороны. За восемнадцать дней было продано почти сто самодвигателей, а заявки продолжали поступать и после закрытия выставки. В этом же году Москва обзавелась и первым омнибусом. Это был «Бюссинг». На первый автобус в Москве возлагалась обязанность перевозить пассажиров по Якиманке от Каменного моста до Серпуховских ворот.
В 1911 году, по данным статистики, в Москве было уже 826 частных машин. Помимо этого, москвичей тогда обслуживали 79 таксомоторов и семь автобусов. Наибольшей популярностью у москвичей тогда пользовались французские авто. На втором месте стояли немецкие, на третьем – итальянские машины.
Мировая война заставила Россию строить собственные автомобильные заводы. В Москве появились предприятия АМО и «Руссо-Балт», в близких к Москве Мытищах – «Бекос».
Разруха послевоенных лет привела к почти полному уничтожению автопарка города, поэтому в двадцатые годы его пришлось создавать практически заново.
Продолжение следует.