В старину на Руси этот день именовался: Никола Зимний, Николай Угодник, Николай Чудотворец.
Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом укроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.
Обычно удильщики на рыбалку не выходили, а после церковной службы садились за праздничный стол и непременно затевали мирскую «Николину свечу». В дом, где она, по предварительному уговору, «зачиналась», приглашали священника.
Наблюдательные рыбаки успевали примечать: Что Егорий (9 декабря) намостил, то Никола и прибил. "Два Николы: один с травой, другой с морозом". "Первый вешний Никола (22 мая) весну открывает, второй зиму ставит". "Каков день на Николу Зимнего, такой и на Николу Вешнего (22 мая) ". "Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний (22 мая) даст травы". "Если день холодный и ясный - к хлебородному году".
Народная поговорка: «Рыбаку мороз не страшен. Набегаешься, да пешнёй наколотишься. Рыбаку страшна жена, коль без рыбы воротишься».