Миры Ликийские – название этого древнего города известно каждому православному человеку. Епископом этого города был святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый православный святой.
Долгое время Миры Ликийские (теперь это турецкий городок Демре) были практически недоступны православному паломнику. В царское время, например, добраться сюда было практически невозможно. Так, известному путешественнику, паломнику и описателю святых мест Андрею Николаевичу Муравьеву пришлось преодолеть значительные трудности на пути в Миры в 1850 году. А в его распоряжении, между прочим, был финансовый и дипломатический ресурс: Муравьев был членом общего присутствия в Азиатском департаменте МИДа Российской империи.
Но времена меняются, и, хотя Мирликийская святыня по-прежнему находится на территории мусульманского государства, попасть ко гробу святителя Николая сейчас стало значительно проще.
Собственно тот храм, в котором служил святитель Николай, не сохранился. Перед взором паломника предстает сооружение VIII века. Храм имеет крестообразную форму, в центре здания – просторный зал для мирян, северный и южный нефы представляют собой залы, примыкающие к основному пространству. Верхнюю часть храма изначально венчал купол, но во время реставрационных работ он был заменен сводом.
На стенах храма сохранились фрески ХІ–ХІІ веков, в основном фрески написаны по библейским сюжетам, но встречаются и изображения царей Ромейской империи.
В южном нефе находится гроб святителя, в нем святой угодник Божий почивал до 1087 года, т.е. до того момента, когда его святые мощи были перенесены венецианскими купцами в Барград. В русской историографии существуют разные подходы в оценке этого события, но Русская Церковь считает день перенесения мощей святителя Николая праздником (в народе этот день называется «Никола летний»). Греки же за праздник этот день не считают, дескать, итальянцы «украли» у них мощи святого.
В настоящее время мраморный гроб закрыт стеклом, то ли от излишне ревностных паломников, то ли от вандалов. А.Н. Муравьев упоминает об одном таком турке-вандале, который разбил верхнюю доску на раке святителя, и о наказании, последовавшем вскоре: внезапная смерть настигла все его семейство, а сам кощунник впал в крайнее убожество.
Храм святителя Николая был главным храмом обители Новый Сион – монастыря, существовавшего уже при жизни святого Николая, игуменом этого монастыря был дядя святителя.
Монастырь, благодаря находившейся в нем великой святыне, получал богатые даяния со всей империи. Известно, что обитель щедро одарил в XI веке брат императора Михаила IV Иоанн Орфанотроф, по молитвенному ходатайству святого Николая он получил исцеление от неизлечимой болезни.
Пожертвование на Новосионский монастырь делали не только сановники Ромейской империи. В XIX веке по инициативе А.Н. Муравьева, по благословению святителя Филарета и с разрешения Святейшего Синода, русскими людьми была собрана сумма, на которую у турецкого правительства был выкуплен обширный земельный участок с располагающимся на нем древним храмом. Душа русского человека не могла оставаться безучастной к тому положению, в котором оказалось святое место. По проекту храм должен был восстановлен, но вскоре начавшаяся Русско-турецкая война, а также интриги греческих иерархов и подозрения турецких властей в скрытой военной стратегии со стороны России не позволили всем этим благим замыслам осуществиться. Турецкий государственный совет в 1891 году аннулировал прежний договор, земельный участок в Мирах был возвращен государству.
Если бы не эти неблагоприятные обстоятельства, Миры Ликийские стали бы русским духовным форпостом на Востоке наряду со святогорским Пантелеимоновым монастырем и Русской Палестиной.
То, что не получилось в позапрошлом столетии, вполне может осуществиться сегодня. Объединение усилий Отдела внешних церковных связей РПЦ и МИД России может привести к желаемому результату – у русского паломника появится возможность не только побывать у гроба святителя, но и принимать участие в молитве и Литургии. Опыт проведения подобного рода служб уже имеется, несколько паломнических групп из России, возглавляемые архиереями, совершали Литургию в храме святителя Николая. А это самое важное, так как именно на Литургии происходит единение Церкви небесной и Церкви земной, общение человека с Богом, встреча с ангелами и святыми, в том числе и с любимым русскими православными святым – святителем Николаем Чудотворцем..