Я считаю не лишним обратить внимание на один факт, который не раз опровергался в нашей охотничьей литературе, именно на обыкновение вальдшнепа лететь во время тяги на огонь.
Мне несколько раз приходилось самому видеть в ночном, как эта птица пролетала над горящим костром. Что её привлекало, дым ли, огонь ли – не знаю, но я заметил даже, что она сворачивала с пути к этому месту, опускалась ниже и летела в полдерева.
Крестьяне охотятся на вальдшнепа только «на грязи». Так как охота эта производится исключительно ночью и, притом, когда ночи начинают темнеть, то есть с двадцатых чисел июля, то понятно, что число добываемых этим способом вальдшнепов не может быть велико. Охота эта производится или на лесных дорогах, с глубокими колеями, или на паровых, унавоженных полях. Из любопытства, я несколько раз участвовал в ней, но всегда крайне неудачно: до слуха моего доносился шум крыльев прилетающих вальдшнепов, но никак не мог я разглядеть, куда и как садились они. Оканчивалось обыкновенно тем, что, потеряв всякое терпение, я вставал и вспугивал их: стрелять здесь в лёт невозможно, так как вальдшнепы летят над паром не больше как на аршин и не выделяются на чёрном фоне земли.
Очерки лесной охоты. Монография М.А. Мензбира «Вальдшнеп». 1889 г.
Охота в Астраханской губернии. Журнал «Природа и охота». №8, 1884 г.
Способы охоты за вальдшнепом те же, что и везде, но тяги здесь не бывает. Вальдшнеп появляется во множестве в Царёвском уезде, вблизи слободы Николаевской, и у соляных пристаней слободы Владимировки. Охотились за ним до сих пор очень мало, но с открытием близ Владимировки соляных пристаней, стянувших сюда массу народа, охота на вальдшнепов распространяется. В уезде Черноярском много вальдшнепов держится иногда в садах у пароходных пристаней; в Енотаевском же очень мало, но тоже преимущественно в садах. В Красноярском уезде охота на вальдшнепа почти неизвестна. В Астраханском она распространена, и вальдшнеп держится там преимущественно по виноградным садам.