13 июля, в час небывало жаркого полудня, я медленно брел по аллее Нижегородского кремля. Монументальные здания, в коих размещалась городская администрация, вызывали во мне не больше интереса, чем стаи квёлых чаек, сидевших на маленьком, крашенном зелёной краской броневике, получившем вечную стоянку у кремлёвских ворот.
День был настолько жарким, что совсем не хотелось покидать тень, что давали древние стены Нижегородского кремля. Но двигаться надо было. А куда? Конечно же, к Волге! Через самое короткое время я спускался по каменным ступеням. Остановился на небольшой площадке. Город был как на ладони. Слева Ока, справа Волга. Внизу – домики, домики… и купола. Город жил полуденной жизнью. Рядом, на газоне, группа студентов писали красками и карандашом этюды, девушка-экскурсовод на трудном языке рассказывала толпе невысоких желтолицых путешественников о трудной и героической судьбе Кузьмы Минича-Сухорукого. Пологая дорожка повела меня далее, к тихой улочке, и на всём пути меня сопровождала песня, звучавшая откуда-то снизу: под аккомпанемент оркестра Людмила Зыкина вспоминала о родном причале. Дорожка вывела на небольшую, но крутую улочку. Справа были свежеотреставрированные дома, с крепкими воротами и лабазами, а вот слева…
Слева был храм. Он словно врезался в гору. Это была церковь Рождества Иоанна Предтечи на Нижнем Посаде. Между прочим – одна из самых древних в Нижнем Новгороде. С XIV века она известна. Сперва была деревянной, потом на деньги местного купца Дранишникова выстроена в камне. В XIX веке перестраивалась и дополнилась колокольней. Как утверждают историки, на паперти Предтеченской церкви в смутное время Кузьма Минин обращался с воззванием к нижегородцам. Собственно, сейчас это даже не церковь, а целый комплекс. Попасть в помещения подклета и храмовых пристроек мне не удалось. Замки не пускали. А вот в сам храм вошёл без проблем. Так же без проблем провёл фотосессию. Никто препятствий не чинил. Не смотря на то, что в тридцатые годы прошлого века храм был закрыт, благодаря отдалённости от Москвы, древняя роспись сохранилась. И восстановленная, смотрится так, словно древние мастера трудились не несколько веков назад, а только вчера. Выйдя из храма, к реке я уже не пошёл. Сел в трамвай. Вагон был пустой. Кондукторша нависла надо мной тяжёлым телом. «Оплачивайте, гражданин!» Да! Время в Нижнем Новгороде сжалось, сгустилось. Вот недавно я был в XIX веке, несколько минут спустя – в середине ХХ, а выйдя из трамвая – в XXI. Такие дела.
Остальные фотографии храма можно посмотреть здесь.