БЫЛ ЛИ ГЕНЕРАЛИССИМУС АЛЕКСАНДР СУВОРОВ ЭКУМЕНИСТОМ?
Российская Империя, Удержащая мiр в конце XVIII – начале XIX веков от воцарения антихриста.
Был ли генералиссимус Александр Суворов экуменистом?
Вспоминая сегодня славные труды генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и радея о его прославлении в лике святого надлежит исследовать все известные обстоятельства его жизни и славных трудов во имя Христа. Как порой бывает помимо описания заслуженной Суворовым побед и воинских, и духовных встречается и клевета, возводимая на великого человека, либо неверное истолкование его неординарных поступков.
Возглавляя по благословлению двух Императоров русскую и австрийскую армии в Итальянском и Швейцарском походах в 1799 года Суворов всегда молился перед боем Господу нашему Иисусу Христу. Призывал молиться и своих генералов, офицеров и солдат. «Бог наш генерал, Он нас водит, от Него победа», говорил Александр Васильевич. Русские войска сопровождали православные священники и регулярно совершали службы в походных храмах и на квартирах. А после безпримерных побед и освобождения городов Милана и Турина от французских захватчиков, после молебна по Православному чину Суворов посетил торжественную латинскую службу в этих двух городах. Выдающийся биограф полководца А.Ф. Петрушевский так описывает торжества в Милане на Светлую Христову Пасху сразу после освобождения города от революционеров-французов:
«…Рано утром 18[1] числа, в Светлое Христово Воскресенье, громадные толпы повалили за город [встречать войско во главе с Суворовым], с духовенством во главе, которому предшествовали кресты и хоругви.
…
Суворову был оказан в Милане совершенно такой же блестящий, шумный прием, как три года назад Бонапарту, и, конечно, значительная доля восторженно встречавших состояла в обоих случаях из одних и тех же людей. Тогда возбудительно действовали увлечение утопией, фанатизм свободы, равенства и братства: теперь – религиозный [христианский] фанатизм и разочарование как последствие несбывшихся чрезмерных надежд и ожиданий [от безбожников республиканцев-революционеров].
Всех озадачивали благочестие и набожность русских, крестившихся у каждой церкви; казались совершенно непонятными троекратные поцелуи, которыми они обменивались между собой при встречах…
…
На следующий день назначено было торжественное молебствие; войска выстроились по городским улицам [Милана] шпалерами. Между двумя их рядами в парадной позолоченной карете поехал Суворов в собор: как и накануне, он был в австрийском фельдмаршальском мундире, при всех знаках отличия. При входе в церковь архиепископ встретил его в полном облачении, с крестом в руке, и призвал Божье благословление на предстоящем ему поприще. Суворов отвечал немногими словами, по-итальянски, прося молитв. Пройдя в собор, он преклонил колена и отказался занять приготовленное ему почетное место на возвышении, обитое красным бархатом с золотом. Огромный собор был совершенно полон молящимися и любопытными; богослужение шло с внушительной торжественностью. Когда Суворов вышел из собора, многие из народа стали бросать ему под ноги венки и ветви, становились на колена, ловили его руки и полу платья. Растроганный Суворов прослезился, благословлял каждого; благодарил, советовал молиться Богу, испрашивая у него спасения» [1, с.498-501].
А вот так Петрушевский описывает торжества по поводу освобождения Турина:
«По случаю этих успехов назначено было празднество на 17 мая. Утром отслужено в доме Суворова благодарственное молебствие по чину Православной Церкви; потом главнокомандующий в парадной форме, при всех знаках отличий, отправился в богатой карете в собор.[2] В этом торжественном шествии его сопровождали генералы союзной армии, все верхами; народ теснился около кареты, оглашая воздух криками. При входе в церковь Суворов был встречен духовенством; во время молебствия усердно молился; артиллерия, расставленная на городском валу, производила пальбу. Таким же порядком возвратился Суворов домой и потом дал парадный обед, пригласив знатнейших лиц города и некоторых генералов союзной армии.
…
По занятии Турина первым делом Суворова было восстановление прежнего порядка вещей, Сардинского королевства, королевской армии и милиции, в расчете усилить свои средства в борьбе с французами. Он даже поручил нескольким лицам формирование сардинских войск и, еще раньше, издал прокламацию с обещанием восстановить короля и его правительство. Совершенно таковы были и намерения Павла, который по получению донесения о занятии Турина писал Суворову: «Коль скоро овладеете Туринской цитаделью, уведомьте о сем Сардинского короля, пригласите возвратиться в Турин и восстановите на престоле». В таком совершенном смысле продолжал действовать Суворов в Турине, развивая свою деятельность в частностях, т.е. восстановлял должности, звания, титулы…» [1, с.520].
Надо обратить внимание, что в Турине Суворов прежде всего просит отслужить православных священников благодарственный молебен по Православному чину и лишь потом направляется в католический собор на торжественную латинскую службу. То есть последнюю он справедливо не считал достаточной, а полагал, что прежде всего надо поблагодарить Бога по Православному чину. Возможно, так было и в Милане, но Петрушевский не заострил на этом внимание.
В сентябре 1799 года русские войска выступили в швейцарский поход, пройдя итальянский кантон Швейцарии Тичино, подошли к перевалу Сен-Готарда. При совершении безпримерного выдающегося подвига – занятия неприступного перевала Сен-Готарда между кантоном Тичино и центральной Швейцарией – Александр Суворов первым делом, отложив трапезу, попросил совершить благодарственный молебен в храме католического монастыря капуцинов, расположенного на перевале:
«…Когда Госпис [на Сен-Готарде] перешел в руки русских, подъехал Суворов и был встречен престарелым седым приором[3] с братией. Приор пригласил фельдмаршала подкрепить силы скромной трапезой, но Суворов просил отслужить благодарственный молебен, молился усердно, а потом принял угощение, состоявшее из картофеля и гороха. За трапезой велась оживленная беседа; под влиянием победы Суворов был весел, любезен, хвалил обитель за христианские подвиги на пользу ближнего, благодарил за гостеприимство» [1, с.607]. Монастырь капуцинов на перевале предоставлял приют путешественникам и спасал заблудившихся в горах. Монахи прямо исполняли заповедь Божию о добром самаритянине. И сегодня в Госписе с благодарностью вспоминают Суворова и имеется его музей.
Вот эти три случая сегодня и смущает некоторых православных прекрасно понимающих невозможность совместной молитвы с еретиками в соответствии с Канонами Православной Церкви. 65 правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто из клира или мiрян, в синагогу … еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен и отлучен от общения Церковного». А другие, наоборот, пытаются представить такое поведение Суворова, как оправдание сегодняшних экуменических контактов отдельных архиереев нашей Церкви. Так, например, некий Михаил Мартианов в своем «Живом Журнале» уже утверждает:
«Суворов был набожный человек. И в его армии имелись полковые православные священники. Наверняка Суворов с ними советовался, какой образ действий принять в отношении католиков. И рассудив трезво вместе с ними - принял решение демонстрировать почтение к вере итальянцев. То, что при других обстоятельствах выглядело бы вероотступничеством и кощунством, в данном конкретном случае диктовалось военной и политической необходимостью. И, учитывая итоги Итальянского похода, полностью себя оправдало.
А теперь давайте задумаемся над тем, стоит ли нам осуждать наших архиереев за их контакты с иноверцами … Не для совместного ли противостояния терроризму и сохранения территориальной целостности России [они это делают]? Так пусть же пример Александра Васильевича Суворова удержит нас от греха осуждения».
Давайте разберемся подробней:
Католическая деноминация в конце XVIII была совсем другой, чем сегодня, и исповедовала гораздо менее поврежденное христианское учение. Еще открыто действовал интердикт – отлучение от церкви масонов, установленный папой Климентом XII в 1738 году. Не прошли еще первый (1869) и второй (1965) ватиканские соборы, утверждавшие новые ереси и вероотступничество в католицизме. Латиняне XVIII века не стали бы молится вместе с сегодняшними католиками за их вероотступничество, за признание старшими братьями талмудистов, за допущение в Германии и некоторых других странах католическими прелатами однополых браков, за внесение языческого идола пачамамы в католические храмы.
Никакого экуменического движения и самого понятия «экуменизм» в том значении, которое данные явление и понятие в качестве только зачатка идеологемы «экуменизм» стали приобретать во второй трети XIX столетия, в XVIII веке не было вовсе. Клеветнические по сути характеристики А.В.Суворова как «экумениста» совершенно лишены церковно-исторической основательности, такое определение по отношению А.В. Суворову является самым настоящим анахронизмом, то есть смешением явлений и понятий из разных эпох. Ошибочную «теорию ветвей» разделившейся Единой Церкви Христовой впервые предложил протестант-англичанин Уильям Палмер в 1838 году. Современное экуменическое движение начало возникать только в начале XX века, первоначально как стремление многочисленных протестантских деноминаций установить какие-то единые правила. У истоков этого движения стоял ряд масонских лож. В XVIII веке никто не предлагал вновь объединяться в единой Церкви протестантам, католикам, православным и другим. Раньше имелось униатское движение – присоединение к католической церкви посредствам унии. Были отдельными вероотступниками подписаны Лионская (1274 г.), Флорентийская (1439 г.) и Брестская (1596 г.) унии, но в целом Православной Церковью эти унии были отвергнуты. И на западе Малороссии и Белоруссии путем насилия католической партии Речи Посполиты в Брестскую унию были загнаны сотни православных приходов, миллионы людей. Суворов ни словом, ни действиями не предлагал принять какую-либо унию. Во многом благодаря победам Александра Васильевича в Речи Посполитой произошел возврат этих земель в Российское государство и у насильно загнанных в Брестскую унию появилась возможность выйти из нее. Что большинство из них и сделало со временем. Только в период Царствования Екатерины Великой в Православие из униатства вернулись два миллиона человек.
В наше время, XX и XXI веках, экуменисты на словах предлагают объединение всем деноминациям почти на равных условиях. А во времена Суворова никакой ереси экуменизма еще не существовало, еще не прошло московское совещание Православных Церквей 1948 года осудившее такой экуменизм. Еще не наступил 1965 года, когда Константинопольский Патриарх экуменист Афиногор и папа римский Павел VI взаимно сняли анафемы, наложенные друг на друга православными и католиками 1054 году (другие Поместные Православные Церкви этого не признали). Не действовала еще анафема на экуменизм, принятая Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1983 году и опубликованная по решению Архиерейского Синода РПЦЗ в начале 1984 года.
Действия Суворова в Италии объяснялись не только и не столько военной и политической необходимостью. Ни та, ни другая не могут оправдать молитву с раскольниками и еретиками. Его участие в трех службах в католических храмах Италии и Швейцарии было исключительным действием примененным, исходя из того, что в Церкви называют икономией. Ни до, ни после этого Суворов подобного не допускал и не предлагал на регулярной основе молиться с латинянами. Эти действия Александра Суворова были направлены на возрождение Христианства в Европе, на духовное противостояние с французскими революционерами-богоборцами, на защиту Веры Христовой. Воюя в католической Польше и во время семилетней войны с Пруссией в 1759-1762 годах, и сражаясь с мятежными барскими конфедератами в 1769-1772-х годах, а потом и в 1794 году, подавляя польское восстание во главе с Тадеушом Костюшко, Суворов в латинских службах не участвовал.
В Итальянской же кампании 1799 года он по благословлению Императора Павла I защищал Троны и Алтари от революционеров-неоязычников. Защищал Веру Христову и в католических Австрии и Италии, в протестантской и католической Швейцарии, и в православной России от революционной неоязыческой наполеоновской Франции, от малых антихристов, возглавлявших тогда Францию и ее войска. А угроза дехристинизации была вполне реальной. В революционной Франции за Веру были убиты тысячи священников и сотни тысяч мiрян. Католическая церковь была лишена своего имущества. По новой конституции епископов во Франции должны были избирать как депутатов конвента и верующие, и неверующие избиратели. Населению навязывались языческие культы, в том числе культ «высшего существа», «высшего разума». Подобные антихристианские порядки французские войска и революционные пропагандисты несли и в Италию, и в другие страны Европы. Папа римский Пий VI был фактически пленен французами и содержался под арестом во Франции.
Наполеон вступил во главе французских войск в Северную Италию в 1796 году (за три года до Суворова). Вместе с французскими войсками шли революционные агитаторы. Католические храмы подвергаются разграблению и разорению французами. Так сегодня в крипте главного Собора Генуи представлена чаша Святого Грааля, выполненная из зеленого прозрачного материала, покрытого трещинами, потому что она была разбита французами в 1796 году и вывезена во Францию, а возвращена в Геную только после освобождения Парижа от Наполеона русскими войсками в 1814 году. Чашу склеили и восстановили.
После вторжения французов в 1796 году часть итальянцев, одурманенная революционной пропагандой, выступала против Христа, Его Святого Евангелия. В каждом захваченном итальянском городе, как и во Франции, высаживалось особое «древо вольности»: оно украшалось лентами, а верхушки – красными фригийскими колпаками, символами французской революции. Этому дереву символически поклонялись революционеры-республиканцы. При освобождении итальянских городов русскими войсками в 1799 году итальянцы сами срубали эти неоязыческие «древа вольности».
Вот выдержки из воззваний Суворова к народу Италии:
«Народы Италийские!
К оружию, к оружию! Спешите, стройтесь под знаменами Веры и Отечества и вы восторжествуете над нацией вероломною. Союзные войска двух августейших монархов сражаются за вас, проливают кровь для защищения Веры, для восстановления прежнего вашего правления. …
Народы италийские, утештесь! Есть Бог, вам покровительствующий!» [3, стр.171]
Оценку же Наполеону дал в 1806 г. Святейший Правительственный Синод Российской Церкви.
«Неистовый враг мира и благословенной тишины, Наполеон Бонапарте, самовластно присвоивший себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространивший власть свою на многие соседственные с нею государства, опустошивший мечом и пламенем их грады и селы, дерзает в исступлении злобы своей угрожать свыше покровительствуемой России вторжением в ее пределы… и потрясением православной грекороссийской Церкви во всей чистоте ее и святости…
Всему миру известны богопротивные его [Наполеона] замыслы и деяния, коими он попирал законы и правду. Еще во времена народного возмущения, свирепствовавшего во Франции во время богопротивной революции, бедственной для человечества и навлекшей небесное проклятие на виновников ее, отложился он от христианской веры, на сходбищах народных торжествовал учрежденные лжеумствующими богоотступниками идолопоклоннические празднества и в сонме нечестивых сообщников своих воздал поклонение, единому Всевышнему Божеству подобающее, истуканам, человеческим тварям и блудницам, идольским изображениям для них служившим…».
Это Объявление Святейшего Синода Российской Православной Церкви, обнародованное в начале кампании 1806 года, духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день.
Суворов не был, конечно, богословом, но вполне осознавал святость именно Православной Веры.
Так по воспоминанию Е. Фукса, в Праге (Богемия) Суворов разговаривал с раненым австрийским солдатом:
«Это (Суворов – Фуксу) – Гусит, или теперь называющийся Богемский Брат. Давно желал я подробнее узнать об этой секте. – Он пересказывал мне словесные предания о сожжении в Костнице, по приговору тамошнего Собора, основателя их учения, Иоанна Гуса, и о многих любопытных обстоятельствах и гонениях, которые они потерпели за свою веру. – Я благодарю теперь Бога, что никогда такая реформаторская горячка не посещала нашего Отечества: всегда Россия была у нас во всей чистоте, и кто не знает, что Сын Божий никогда не повелевал мечем, или огнем, насильственно крестить жидов или язычников?» [10, с. 35-36.]
Гражданская религиозная война в Богемии (Чехии), вызванная реформаторами-гуситами, продолжалась более 15 лет. Погибли десятки тысяч людей. Страна лежала в запустении многие десятилетия. Именно поэтому Суворов делает свой такой вывод.
В России при старообрядческом расколе в конце XVIII века тоже был захват Соловецкого монастыря старообрядцами (в том числе казаками), были казни отдельных старообрядцев, выступавших против Царя, но масштабных, религиозных войн не было.
Праведнику Закон не писан, учит нас Апостол Павел (1Тим.1:9). Это означает, что Праведник, великий Угодник Божий, уже не буквоведческий исполняет Закон как раб Божий, а движимый Любовью ко Христу и ближним как усыновленный Богом движимый Духом Святым и поэтому исполняет Волю Божью и исполняет тем самым Заповеди Божии во всей их полноте, «потому что имеет Закон, записанный на скрижалях своего сердца» (2 Кор. 3:3). Хотя со стороны иногда может казаться, что формально какое-то положением Божьего Закона (какой-то Канон) нарушен.
Апостол Павел пишет «Плод же Духа есть: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галат. 5: 22-23).
Когда фарисеи обвинили Апостолов, учеников Христа, в то, что они, проходя в субботу через поля будучи голодными срывали колосья и вкушали зерна, тем самым вроде бы нарушая Заповедь о субботе, как дне, должном быть посвященным только Богу, Спаситель привел пример Пророка Давида, который скрываясь долго в пустыне от неправомерных преследований Царя Саула, голодал вместе со своими войнами и вошел в Скинию и, нарушив Закон, ел хлеба предложения: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:1-4).
И жития великих святых дают нам подобные примеры. Святитель Спиридон Тримифундский, приняв во время Великого Поста путников, угостил их свининой. А дабы они не смущались нарушением Поста, сам ел с ними эту свинину, прямо нарушив Канон, утвержденный Первым Вселенским Собором. Святитель Спиридон был великим постником и в некоторые дни Поста мог вообще ничего не вкушать, и поэтому в его доме в этот день не нашлось никакой другой пищи, кроме свинины, которую сам он, конечно, не ел. Но из любви к ближним – одной из двух главных Заповедей Божьих, в тот день сам он ел и предложил трапезу из свинины для подкрепления сил пришедших к нему путников.
Каждому православному христьянину надлежит, как учат Святые Отцы, в том числе Константин Филосов (равноапостольный Кирилл), исполнять не одну какую-то заповедь Христову, а все Его заповеди. Суворов, освобождая Троны и Алтари в итальянских королевствах, стремился восстановить и Веру Христову, следуя словам Апостола Иакова: «Да весть яко обративший грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» [Иак. 5:20]. Спаситель учит нас «и иже примет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет» (Мф. 18:5). «Отроча» в Суворовском походе 1799 года были слабые и униженные французскими революционерами итальянцы, швейцарцы и в определенной степени австрийцы.
Поэтому Суворов, его офицеры и солдаты словами и делами демонстрировали этим «отрочам» свою Православную Веру, свое благочестие, о чем пишут многие свидетели [1, с.498]
Участие Суворова в трех торжественных латинских службах в Милане, Турине и на Сен-Готарде было действие должное привести итальянцев, швейцарцев и австрийцев ко Христу, отвратить от революционного неоязычества. Было со стороны Суворова проявлением любви к ближнему, а его благочестивая жизнь, регулярная молитва, в том числе перед боем и после него, упование на Бога и безпримерные победы свидетельствовали и католикам, и протестантам, и атеистам о благодатности именно Православной Веры [1, с.472-473]. Возможный отказ Суворова от посещения латинских служб в этих трех конкретных случаях мог быть воспринят итальянцами и австрийцами, как поведение в определенном смысле подобное поведению французских революционных генералов, включая Наполеона, и нарушением одной из главных задач Суворова в Италии, порученной ему Императором Павлом I – восстановление Алтарей – привидения людей ко Христу.
А вот так описывает действия полководца Суворова его биограф во время его пребывания в Вене перед началом Итальянского похода:
«… По причине Великого поста[4], [Суворов] отказался быть на обеде у Разумовского, куда съехался весь высший круг Вены. Под тем же предлогом он не принял ни одного подобного приглашения от министров и других знатных лиц; …
По словам очевидца-иностранца, вся Вена нравственно преобразилась с приездом Суворова. О нем только и было речи: его оригинальность, жесты, слова разбирались в мельчайших подробностях, перетолковывались. «Радость, доверие, надежду» внушало присутствие Суворова всем, от последнего горожанина до вельможи: казалось, новая жизнь прихлынула широким потоком. Даже в императоре заметили перемену; удовольствие светилось в его глазах; он сделался весел, как не бывал дотоле» [1, с.472-473].
Суворов выступил с таким обращением к жителям Луцернской и Сент-Мартинской долины в западном Пьемонте:
«Народ! За кого ты вступился? Обольщенные поселяне! кому вы помогаете? Французам, нарушителям общей тишины и врагам общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя; они попрали законное правительство; страшитесь их разврата. … Вы были счастливы верою; храните ее. Бог Христиан, увенчавший нас победами, привел нас к горам вашим: мы вступим в них, если будете упорствовать в ослеплении своем. Жители Луцернской и Сент-Мартинской долины! еще есть время, обратитесь на путь истинный; спешите под наши знамена; с небес ниспосылается на них благословение; на земле озарились они блеском побед. Пользуйтесь избытками ваших долин; будьте нашими друзьями, … . Дорожите совестью своей: да не упрекнет она вас в том, что вы были сопутниками утеснителей Веры и прав народных. Бегите от лжеучителей; соединитесь с нами и будьте защитниками законной вольности и общественного спокойствия» [2, с.162-163].
Господь явно благословил и Александра Суворова, и его войско победами. Суворов вместе со святым адмиралом Федором Ушаковым и союзниками очистили почти всю Италию от революционной нечисти. Исключение составила лишь Генуэзская Ривьера. Это освобождение позволило свободно действовать католической церкви в Италии и в мiре в целом. Вскоре вместо плененного французами и умершего в августе 1799 года в заточении в революционной Франции, папы Пия VI, был избран на конклаве в Венеции, проходившим с ноября 1799 по март 1800 годов новый папа римский Пий VII. А ведь отсутствие папы на римском престоле расстраивало деятельность католиков по всему мiру. Без побед Суворова и Ушакова в Италии избрание нового папы было бы невозможно.
В связи с обсуждением отношений Суворова с католиками необходимо учитывать и действия благоверного Императора Павла I по защите христианства в Европе, его выступления в защиту католического Мальтийского Ордена. Мальтийский орден еще в XII-XIV веках в определенном смысле противостоял ордену тамплиеров, предтече масонских лож, и в ХVII веке также выступал против масонов-революционеров. Этот Орден с начала французской революции в 1789 году испытывал, как и вся католическая церковь, гонения со стороны революционеров-богоборцев. Орден был лишен своих владений во Франции и на других территориях, оккупированных революционерами-французами. Мальтийский Орден противостоял масонам, одним из главных движущих сил французской революции. Благочестивый Император Павел I восстановил в 1796 году владения Ордена в той части России, которая раньше входила в Речь Посполитую. В 1798 году Наполеон во время перехода в Египет захватил остров Мальта в Средиземном море, принадлежащий Мальтийскому Ордену. В течение нескольких месяцев французы закрыли на острове монастыри и разграбили сокровища Мальтийского ордена, например, забрав меч Жана де Валетта, который до сих пор находится в Лувре (Париж). Солдаты Наполеона разграбили госпиталь «Сакра Инфермерия» и храм монастыря кармелиток в Мдине. В том же 1798 году рыцари Ордена, собравшиеся в Санкт-Петербурге, избирают главой Мальтийского Ордена Императора Павла I. Конечно, с согласия самого Императора.
В декабре 1800 года, уже после смерти генералиссимуса Александра Суворова, Наполеон вновь вторгается в Италию, и Император Павел I предлагает римскому папе Пию VII переселиться в католические владения Императора, раньше входившие в Речь Посполитую, но Пий VII отказывается, и французы насильно вывозят его во Францию в 1803 году.
Все эти действия благоверного Императора Павла I: и посылка войск и флота во главе с Суворовым и Ушаковым в Италию в 1799 году, и поддержка католического Мальтийского Ордена, и предложение переселения папе римскому в Российскую Империю, и действия Суворова по троекратному участию в благодарственных службах в трех латинских храмах – направлены не на какое-то объединение с католиками, а на спасение Христианства, на Православную проповедь и среди католиков, считавших православных схизматиками, и на проповедь среди протестантов и среди неоязычников. Преследовали эти действия и геополитические интересы Православной Российской Империи главная функция, которой была исполнение роли Удерживающего от пришествия в мiр антихриста, по словам Апостола Павла (Сол. 2:7).
И эта богозаповедная миссия была в конце XVIII и вначале XIX веков успешно исполнена благоверными Императорами Павлом I, Александром I, генералиссимусом Александром Суворовым и другими славными военачальниками, государственными и духовными деятелями Российской Империи. Наполеон и другие малые антихристы французской революции были разгромлены русской армией в союзе с австрийской и прусской армиями. Троны и Алтари в Европе, в том числе и во Франции, восстановлены, Православная Империя продемонстрировала всему мiру силу Истинной Веры Православной. В западной Малороссии и Белоруссии сходило на нет предательское униатство – признание православными латинской ереси и власти папы римского.
Суворов дал яркий запомнившийся всем пример, как бить революционных французских генералов, противников Христовой Веры. И этим примером воспользовались его ученики: Михаил Кутузов, Петр Багратион, Михаил Милорадович, Михаил Барклай-де-Толли, Алексей Ермолов, Иван Дорохов, Матвей Платов, Петр Витгенштейн, Николай Тучков и многие другие, разгромившие «великую» армию Наполеона и в России, и затем в Центральной и Западной Европе в 1812-1814 годах. Во многом благодаря Александру Суворову и его воинским трудам, и воспитанным им русским генералам, офицерам и солдатам Император Александр I Благословенный во главе русского воинства освободил Париж от захватившего трон Наполеона и участвовал в православной Пасхальной литургии на площади Конкорд (Согласия) в Париже 10 апреля 1814 года после полного разгрома революционной богоборческой наполеоновской Франции.
Был ли Суворов масоном? Масонство и участие тех или иных российских деятелей государства, Церкви, Вооруженных Сил, культуры, искусства, литературы в масонских ложах с православных христианских позиций никак не может быть духовно оправдано. Однако надо понимать и то, что опасность и антихристианскую сущность масонства и других аналогичных тайных обществ в XVIII веке понимали единицы государственных и христианских деятелей и Суворов был среди этих немногих, как явствует из свидетельств, которые будут приведены ниже.
7 Апреля 1738 года римский папа Климент XII особой энцикликой обвинил свободных каменщиков в лицемерии, притворстве, ереси и извращениях. Уже тогда в особую вину им ставились таинственность и скрытность. Виновным в принадлежности к масонам грозило отлучение от католической церкви. В 1751 году энциклику против масонов издал папа Венедикт XIV. Он же в 1758 году расширил «Индекс запрещенных книг» за счет произведения авторов-масонов. Римский папа Климент XIII, в своем бреве-послании от 3 Сентября 1759 года осудил «Энциклопедию» французских «просветителей». Индекс запрещенных книг был отменен лишь папой Павлом VI в 1967 году. Масоны XVIII столетия, пользуясь тайным характером своих объединений, тщательно скрывали не только от профанов, но и от своих «братьев» низших степеней антихристианский, богоборческий характер своих обрядов, мистерий политических целей. Младших «братьев» они заманивали в свои ложи пропагандой квази-христианской этики. Пресвитерианский пастор и доктор теологии Джеймс Андерсон (1680 – 1739) — автор двух первых редакций Конституций Великой Ложи Англии 1723 и 1738 годов в масонском уставе прописал: «Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединенный центр, поможет связать узами искренней дружбы людей доселе бывших друг другу чужими…» Или: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» [8, с. 18-20].
Императрица Елизавета Петровна не одобряла открытие масонских лож и в ее царствование их в России было немного. Открывшиеся масонские ложи в царствования Петра III и Екатерины Великой имели кажущуюся христианскую ориентацию в отличие от многих лож в Западной Европе, откровенно проповедовавших деизм или атеизм. Масонство проникло в русское общество постепенно. На первом этапе значительным числом его членов были иностранцы, служившие в России и местные немцы. В то же время в этих тайных обществах участвовали прежде всего представители высшего света, приближенные к Монарху. В связи с этим публичная персональная критика масонов была весьма сложна. Немногие решались выступить открыто против власть имущих. А для обычного дворянства, купечества, промышленников публичная антимасонская проповедь вроде была не нужна, потому что в их среду это антихристианское учение сначала вообще не проникало. В последствии уже к концу XVIII, вначале XIX веков стало распространяться и в этих кругах, но не очень быстрыми темпами.
Некоторые масоны действительно занимались благотворительностью, строили православные храмы (правда, с масонскими символами). Например, видные архитекторы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков были масонами. Другие масоны даже издавали древние русские летописи, книги и творения Святых Отцов, как Николай Новиков. Но антихристианской сущности этих лож такие благие дела не меняли. Не все русские члены масонских лож относились серьезно к даваемым ими клятвам, и далеко не все соблюдали масонские уставы, а лишь следовали очередной западной моде, рассматривая ложи, как своеобразный мужской клуб по интересам. Но и это тоже не отменяло антихристианской сущности масонского движения. Многие русские дворяне, вступив по молодости в ложу, со временем понимали, куда они попали, рвали свои масонские связи и становились правоверными христианами и защитниками Монархии.
Указанные выше масонские этические установки по молодости соблазняли таких российских военных, как например, Александр Семёнович Шишков (9 Марта 1754г. - 9 Апреля 1841г.). Будучи лейтенантом флота в 1780-1781 годах, он стал почётным членом ложи «Нептуна к надежде» в Кронштадте. Некоторые историки считают, что А.С. Шишков сохранял связи с масонством и в начале февраля 1813 года, будучи Государственным секретарем и членом Государственного Совета при Императоре Александре I. Тогда будто бы по распоряжению «братьев» он сетовал главнокомандующему Русской Армии светлейшему князю М.И. Кутузову (тоже по некоторым данным масону), что тот не отговорил Русского Императора от идеи заграничного похода [9, с. 176 и далее]. Однако сам А.С. Шишков о «братьях» в записках ничего не пишет, а мотивировал свои соображения тем, чтобы далее не проливать крови русских солдат за интересы западноевропейских стран и особенно британцев. Патриотизм адмирала А.С. Шишкова, которого по праву считают первым славянофилом, бывшего в 1824-1828 годах министром просвещения, ни у кого из современных православных патриотов сомнений не вызывает, несмотря на документально подтвержденного «почетного членства» в 1780-1781 годах в масонской ложе лейтенанта А.С. Шишкова.
То же самое можно говорить о масонстве А.С. Пушкина, который под влиянием общекультурных веяний в дворянстве и в своей родне рвался стать масоном в 19 лет, но тогда принят в «братья» не был. Он удостоился такой «чести» только в 1824 году. Будучи в том же году сосланным в Михайловское, хотя в «работах» Кишиневской ложи участия и принимал, но постепенно после разгрома декабрьского восстания и после встречи с Императором Николаем Павловичем Первым, по Милости Божией, вполне осознал пагубность масонства. В 1835-1837 года А.С. Пушкин, вступивший в доверительные отношения с Императором и ставший официальным историографом при Царском Дворе претерпел самую настоящую травлю со стороны масонов и в конечном итоге был убит масоном Дантесом. Правда, бывшие «братья» занимались похоронами Поэта, продолжая загробную месть Русскому Гению своими оккультными пассами.
В России конца XVIII века самым главным противником масонов стала по-настоящему просвещенная Императрица Екатерина Великая, поначалу водившая дружбу с зарубежными масонами, но в ходе Французской революции в 1789 году в полной мере осознавшая какую угрозу христианской государственности несут тайные общества с их оккультной идеологией. Еще до революции, в 1785-1786 годах, Императрица написала три комедии против масонов: «Шаман Сибирский», «Обманщик» и «Обольщенный». В 1790 году по указанию Государыни Екатерины Великой был арестован и сослан в Сибирь на 10 лет масон Александр Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Эта книга подводила читателя к выводу о необходимости революционного свержения Монархии. В 1792 году Императрицей был запрещен Новиковский кружок, занимавшийся изданием и распространением в том числе книг, пропагандирующие масонские идеи. Среди них было 20 официально запрещенных изданий. Николай Новиков был отправлен в Шлиссельбургскую крепость на четыре года. Однако значительная часть высоких сановников, окружавших Императрицу, оставались масонами. В середине XVIII века, как писал известный исследователь антимасонского сопротивления Борис Башилов:
«Против масонов выступают в своих проповедях [митрополит] Арсений Мациевич, [архимандрит] Гедеон Криновский, [митрополит] Кирилл Флоровский и другие представители духовенства. Они предупреждают против людей «нрава и ума эпикурейского» «против скотоподобных и безбожных атеистов».
Особенно активно говорил в свои проповедях и писал против масонов Архимандрит Троицко-Сергиевой Лавры Гедеон Криновский.
В одной из рукописей XVIII века дается следующая оценка его борьбе с масонами:
«… писал о франк-масонах бывший проповедник слова Божия, Троицы Сергиевой Лавры архимандрит Гедеон: и сие напечатано в неделю третью поста в поучение, а после него не слышится более обличения от пастырей, а секта оных масонов умножается, и философы Вольтер и Руссо величаются». [8]
Среди последовательных противников масонства в Русской Церкви первой трети XIX века можно назвать настоятеля Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрита Фотия (Спасского; 4 Июня 1792 — 26 Февраля 1838) и Преподобного Серафима Саровского (Машнина; 19 Июля 1754 — 2 Января 1833). Имеются данные, что архимандрита Фотия поддерживал митрополит Серафим (Глаголевский). Против масонов выступал также близкий к Императору Александру I граф Алексей Аракчеев, подруга Императрицы Елизаветы Федоровны, духовная дочь архимандрита Фотия графиня Анна Орлова-Чесменская и ряд других, так называемых, членов «русской партии». Именно при их поддержке Император Александр I издает в августе 1822 года указ о запрете тайных обществ, в том числе масонских лож. А в мае 1824 году Государь отстраняет от руководства Министерства духовных дел и народного просвещения и Библейского общества масона князя Александра Голицына. Архимандрит Фотий даже предает Голицына анафеме. Еще более жестко относился к масонам Император Николай I после декабрьского мятежа 1925 года, так как большинство офицеров-мятежников оказались масонами.
Под влиянием обширной исторической антимасонской литературы первой половины ХХ столетия у многих современных читателей может складываться впечатление, что масонство как антихристианское зло было понятно подавляющему большинству православных русских второй половины XVIII — первой четверти XIX века. Однако действительность той поры была совсем иной совсем, иначе целый ряд архиереев Русской Церкви того времени ни за какие коврижки не были бы соблазняемы высокими чинами и не втягивались бы в соработничество с масонами.
Сподвижник Суворова Михаил Кутузов по некоторым данным был членом масонской ложи, но это никак не умаляет его заслуг перед Отечеством в разгроме турков и Наполеона. Прославление Михаила Кутузова в лике святых никогда в Церкви не рассматривалось и не планировалось к рассмотрению. Но те, кто обвиняют Кутузова в сдаче Москвы Наполеону в 1812 году и при этом ссылаются на его масонство, должны знать, что был масоном генерал Леонтий Беннигсен, возглавлявший подготовку обороны Москвы после Бородинского сражения на новом оборонительном рубеже в Филях по линии нынешней Минской улицы. Леонтий Беннигсен был против оставления Москвы и настойчиво предлагал дать еще одно сражение Наполеону перед Москвой. Возглавляемая Беннигсеном русская армия устояла перед Наполеоном зимой в январе 1807 года в битве Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии. Эту битву некоторые историки считают в чем-то похожей на Бородинскую. А спустя пять месяцев потерпела поражение летом в июне того же 1807 года там же под Фридландом в результате чего был заключен невыгодный России Тильзитский мирный договор и союзник России, Пруссия, покорилась Наполеону. Битву под Фридландом некоторые историки полагают похожей на битву под Аустерлицем. Вначале XIX века в России солдат служил 20-25 лет и не было системы ежегодного всеобщего призыва в армию молодых людей. Поэтому сформировать новую русскую армию в считанные недели-месяцы в 1812 году в случае поражения перед Москвой было невозможно. А у Наполеона были в распоряжении резервы из Европы. Население одной только Франции было больше российского и во Франции действовала система ежегодного призыва. В войсках Наполеона воевали итальянские, польские, испанские и другие союзники европейских стран. Были даже мамлюки из Египта. А у России в 1812 году союзников против Наполеона не было. Кутузов не мог рисковать русской армией в повторном сражении под Москвой, результаты которого никто не мог предсказать ни тогда, ни сегодня. В конечном счете Милостью Божией русская армия и русский народ во главе с Императором Александром I и командующим фельдмаршалом Кутузовым одержали победу в Отечественной войне, а Наполеон, потеряв почти всю свою армию, вторгшуюся в Россию, с позором был изгнан из нашей страны.
Вернемся к генералиссимусу Суворову. Сегодняшние наследники вольных каменщиков усиленно пытаются «записать» Александра Васильевича в свои ряды, приведя лишь ссылки на список и протоколы масонской ложи в Кенигсберге в 1761 году и в начале 1762 года. Но факты говорят об обратном. Современный русский историк Вячеслав Лопатин подробно в своих работах опроверг эту клевету на Александра Суворова [1, с.1045]. Исследование протоколов этой ложи в 2013 году историком масонства А. Серковым [5,6] о пребывании в ней некоего обер-лейтенанта Суворова никак не поколебала доказательства и выводы Лопатина, потому что Суворов имел тогда чин подполковника, что существенно выше обер-лейтенанта [1, с.1045]. В неком списке этой ложи, найденном в XX веке в Берлине, упоминается, что обер-лейтенант Суворов представился членом Санкт-Петербургской ложи «Три звезды». Такой ложи никогда не существовало. Три протокола от 25 января, 5 марта 1761 года, 18 января 1762 года возможно служат доказательством того, что либо в ложу в Кёнисберге ходил другой Суворов (а Суворовых было много в то время), либо эти протоколы подделка.
Но есть и другой вариант объяснения, почему Суворов оказался в масонской ложе в Кёнигсберге. Рассмотрим ситуацию в Кенигсберге в 1761 году-начале 1762 года. В это время шла семилетняя война Австро-Венгерской и Российской Империй с Пруссией. В 1758 году Россия заняла Кенигсберг и всю Восточную Пруссию. Население Восточной Пруссии было приведено к присяге Императрице Елизавете Петровне и Кенигсберг (сегодня Калининград) рассматривался как вновь присоединенный к Империи город. В декабре 1760 года военным комендантом Кенигсберга и Восточной Пруссии был назначен Василий Суворов, отец будущего генералисимуса. Перед русскими военными властями стояла одна из самых главных задач контролировать присоединенное население и не допускать антирусских заговоров и выступлений. Тайные общества, прежде всего массонские ложи Восточной Пруссии, в этих условиях в обязательном порядке не должны были оказаться центрами антирусских заговоров. Именно с этой целью Василий Суворов должен был направить своего представителя в эти ложи. Поэтому ничего удивительного нет, что комендант Кенигсберга дает такое спецзадание какому-то своему родственнику Суворову (возможно Александру Васильевичу, своему сыну). На это обращает внимание и историк Вячеслав Лопатин [1]. Из протоколов Кенигсбергской ложи видно, что Суворов не принимался в члены ложи, а был лишь «братом-посетителем», потому что якобы был уже до этого членом не существовавшей никогда Санкт-Петербургской ложи «Три звезды». Таким образом этот Суворов никаких масонских клятв не произносил.
При этом сразу же на втором заседании, на котором присутствует этот некий Суворов, а именно 5 марта 1761 года, он предлагает включить в члены ложи офицеров русской армии майора Вильгельма фон Вассермана и подполковника Пехбиндера, которые принимаются по ускоренной процедуре. И 18 января 1762 года в следующее третье и последнее посещение Кенигсбергской ложи, через 10 месяцев после второго, Суворов предлагает кандидата в ложу майора русского Казанского пехотного полка Павла Медовщикова. Все эти действия по продвижению русских офицеров в ложу четко укладываются в осуществление русского военного контроля над Кенигсбергской ложей. Суворов в ложе занимается только продвижением русских офицеров в эту масонскую ложу. И эти действия прекращаются вскорости после прихода к власти 25 декабря 1761 года нового Императора Петра III. После смерти Императрицы Елизаветы Петровны, он заключил мир с королем Фридрихом II и вернул ему все завоеванное Россией, в том числе и Кенигсберг и всю Восточную Пруссию. После этого Суворов в этой ложе не показывается. Его спецзадание было завершено. Подробней об этом в работе историка Вячеслава Байбикова [11].
Самое главное, что каких-либо других свидетельств о связях некоего Суворова с масонскими ложами, кроме списка членов ложи (местонахождение которого неизвестно) и трех протоколов Кёнигсбергской ложи от января, марта 1761 и января 1762 годов, нет. В то же время сегодня известны многие данные о деятельности масонских лож в России. В том числе и потому что, что в Царствование Елизаветы Петровны, Императора Петра III, Екатерины Великой, и Императрицы, и Императоры ставили под контроль масонские ложи в России. По их указаниям руководители министерства полиции вели списки всех участников лож. Сохранились воспоминания и самих масонов, и архивы многих тайных обществ. По указу Императора Александра I в 1822 году все масоны в России, служащие в армии или на другой Государевой службе обязаны были дать расписки о прекращении своей масонской деятельности и описать в каких ложах и с кем они состояли. Император Николай I распространил это требование на всех масонов в России, а не только на служащих. Тысячи расписок, содержащих описание всех масонских лож, сохранились сегодня в государственных архивах нашей страны. Поэтому сегодня известны участники российских масонских лож, в том числе генералы Репнин, Беннигсен, Чичагов и многие другие. Скрыть участие в этих ложах полководца Александра Суворова, если таковое было, невозможно. В то же время Александр Васильевич всю свою жизнь и словом, и делом выступал против вероотступников-масонов, хотя к концу XVIII века богопротивные масонские ложи имели уже серьезное влияние и в Европе, и в России в частности, и бороться с масонством было не просто [1, с.1045].
Приведем несколько примеров. Александр Васильевич беседует в собственной штаб-квартире, в Линдау, с британскими офицерами, приглашенными к столу. «Чрезвычайно остроумно рассуждал он о зле, которое причинили религии Вольтер, Руссо и Рейналь, - писал один из гостей. – Далее рассказал он о том, как один из адъютантов, который тут находился, упал в пропасть и нимало не ушибся. «знаете ли, - сказал он мне, - кто его вытащил оттуда? Черт, потому что он франкмасон…» [3, с. 166-168]
Масона графа Н.В. Репнина Суворов именует «Луцифером мартинистом» [4, с. 238]. Суворов называет его [Н.В. Репнина] «мартинистом» (разновидность масонства), прямо указывая на масонские занятия Репнина. Именно его «надо крайне беречься», с ним «должно быть на безсменном карауле», наставляет Суворов своего свояка Дмитрия Хвостова [4, с. 228].
После разгрома французов в Италии летом 1799 года Суворов намеревался идти во Францию с боем брать Париж, столицу революционной Франции – одного из центров масонства в то время. Многие жители южных городов Франции, недовольные правлением французской директории, уже готовили приветственные плакаты для встречи русских и австрийских войск во главе с Суворовым. И лишь отказ от этого похода союзников во главе с австрийским императором Францем Иосифом остановил благородный порыв генералиссимуса Суворова.
Суворову было прекрасно известно, что католическая церковь отлучила со времен папы Климента XII (с 1738 года) всех масонов. И именно в этом смысле он называл императора римской империи (австрийского императора) Франца Иосифа правоверным в 1799 году в одном из своих первых посланий итальянцам, так как этот император, будучи католиком, вместе с Российским Православным Императором выступал в защиту Христианской Веры от богоборческих французских революционных генералов, в том числе масонов, одних из организаторов французской революции.
В тогдашнем военно-политическом и духовном раскладе конца XVIII века главными оппонентами масонов-революционеров (противников Христовой Веры) были Императрица Екатерина Великая, Светлейший Князь Потемкин, полководец Суворов, адмирал Ушаков, а после смерти Потемкина и Императрицы, ее сын Император Павел I, Суворов, Ушаков и их духовные соратники. Именно их государственными деяниями и воинской доблестью удалось в то время предотвратить расширения антихристианского революционного масонского движения в России и Европе.
Можно вспомнить, что Великий Князь Павел Петрович (будущий благоверный Император Павел I) в юности был окружен масонами, пытавшимися ему привить свое учение. Но еще будучи Наследником, он отверг это учение, что подробно описал Борис Башилов [1, с. 978].
Именно поэтому и Император Павел I, и Потемкин, и Суворов, и Ушаков подвергались нападкам от вольных каменщиков, вплоть до заговоров против них и убийства Императора Павла I. В частности, Федор Ушаков был лишен должностей канцлером, масоном В.А. Воронцовым в 1803 году. Интригами и клеветой вольные каменщики дважды добивались удаления от Императора Павла I Александра Суворова (6 февраля 1797 г. и 20 марта 1800 г.), и русских патриотов защитников Веры и Отечества графа Алексея Аракчеева (18 марта 1798 г. и 1 октября 1799 г.) и Федора Ростопчина (7 марта 1798 г. и в феврале 1801 г.).
Именно Александр Васильевич Суворов был в армии и государстве одним из главных защитников Православной Монархии и в конце царствования Императрицы Екатерины Великой и во времена царствования Павла I. Пока Суворов, неизменно служивший Русским Государям, возглавлял русские армии, никакая масонская революция никакие масонские заговоры успеха иметь не могли, настолько весом был его авторитет и в армии, и в народе. Среди вольных каменщиков были и сослуживцы великого полководца. Именно поэтому те из них, кто участвовал в заговоре против Императора, в том числе заговорщик-масон полковник Александр Каховский, вначале предлагали Суворову встать на их сторону, не раскрывая того, что заговор уже существует [1, с.965]. После отказа Суворова другие заговорщики во главе с графом Петром Паленым добивались удаления его и от армии, и от Императорского Двора [1, с. 962-968].
Подробно анализ политической и духовной борьбы в конце XVIII века защитников Православной Монархии против масонов дан в исторических работах В.С. Лопатина, Н. Шахмагонова, М. Сафонова, Н.В. Михайлова, Б. Башилова, В.А. Саулкина, собранных воедино в сборнике «Генералиссимус Александр Суворов» [1, с. 895-1064]. Один из выводов этих исследований, воспользовавшись исторической аналогией, можно представить так: как генералы граф Федор Келлер и Михаил Юденич, полковник Александр Кутепов в 1917-1918 годах отдавали свои жизни за Императора Николая II, за Православную Монархию, так и Князь Григорий Потемкин, Князь Александр Суворов, адмирал Федор Ушаков отдавали свои жизни за Веру, Царя и Отечество и в масонских сборищах и заговорах не участвовали. Записать полководца Суворова в вольные каменщики это, как если бы записать генерала Федора Келлера в военную масонскую ложу с генералами-предателями Михаилом Алексеевым, Николаем Рузским, Лавром Корниловым и другими клятвопреступниками, участвовавшими в отречении Императора Николая II от верховной власти в 1917 года.
Коснемся теперь еще одного «бытового» аргумента сторонников объявить Александра Суворова «экуменистом». В письме своей племяннице Суворов пишет о понравившемся ему женихе для своей дочери Натальи:
«… С осени выдавайте Наташу за [Филиппа] Эльмпта [сына сослуживца Суворова генерала Ивана Эльмпта]; где же лучший жених? Лучший — Чернышев, но там гнездо сибаритово, где душевного спокойствия нет. Эльмпта жена живет (т.е. будет жить) с мужем от родителей (его) далеко; он спокоен, не роскошен и не забияка; больше застенчив по строгому воспитанию, но умен и достоин; только по наружности стоит иногда фертом по немецкому».
«Груша, не дури, вера его христианская; Наташа и я уже из протекции фамильной выжили; года его зрело-молодые, не ветрогонные…»
И вот из этого частного письма, написанного в пылу полемики по частному вопросу, некоторые начинают выстраивать целую богословскую позицию Суворова. Нигде и никогда Суворов публично не озвучивал, что протестантизм такая же христианская вера, как и Святое Православие. Да, и из той переписки этого не следует. Наоборот, Суворов всегда подчеркивал и словом, и делом истинность именно Православной Веры. Да и протестантизм в XVIII веке был совсем не сегодняшний, не было ни женского священства, ни женского епископата, ни однополых браков. Ситуация в Российской Империи в XVIII и XIX веках была такова: многие остзейские немцы, лютеране по исповеданию, проживавшие в Прибалтике и в других местах, занимали со времени Императора Петра I различные военные и гражданские должности в Империи. Приезжали в XVIII веке служить в Россию и лютеране, и католики из других стран Европы. Многие из них женились на русских девушках, принимая православие. Это было в то время обычным явлением в Империи и предполагаемый, но не состоявшийся брак дочери Суворова здесь не был исключением. Этот брак Филиппа Эльмпта и Наталии Суворовой только начал предварительно обсуждаться в семейном кругу Суворовых и несомненно, что, если бы эта партия была принята, Филипп Эльмпт принял бы Православие. Все Российские Императоры в XVIII и XIX веках, начиная с Императора Петра I, брали в жены лютеранок, принявших перед венчанием православие. Также поступали многие Великие Князья и Княгини. Великие святые нашей Церкви Святая Царица-Мученица Александра Федоровна и ее родная сестра преподобномученица Елизавета Федоровна были воспитаны в Германии и Англии в лютеранстве и горячо исповедовали свою веру. Принцесса Елизавета венчалась с младшим братом Императора Александра III Великим Князем Сергеем Александровичем в 1884 году будучи лютеранкой и только спустя 7 лет после долгих духовных поисков в 1891 году всем сердцем искренне, а не под давлением принимала Православие. Ее младшая сестра Алиса перед венчанием не без колебаний приняла Православие. Император Александр III известен своими принципами: «Россия для русских», «У России только два союзника – ее армия и флот», «Европа подождет, пока русский Царь ловит рыбу». И никто и не думает сегодня обвинять в экуменизме Государя, давшего своим младшему брату, а потом и сыну согласие на брак с этими Принцессами.
Брак дочки Суворова Натальи, фрейлины Императрицы, устроила Государыня Екатерина Великая, выдав в 1796 году ее замуж за Николая Зубова, старшего брата своего фаворита Платона Зубова. Суворов не был инициатором этого брака. Он дал согласие на это, подчинившись воле Императрицы. Наталья не очень долго и не очень счастливо жила со своим мужем. Она родила от Зубова семерых детей, овдовев в 30 лет. Ее муж, Николай, вместе с братом участвовал в заговоре и убийстве Императора Павла I. В 1803 году граф Николай Зубов был отправлен в отставку Императором Александром I и жил в своем имении под Москвой, где, увлекаясь алкоголем, вскоре умер в 1805 году в возрасте 42 лет. Наталья в заговоре не участвовала и, отдалившись от мужа после его тяжкого преступления, уехала в Москву, где прожила долгую жизнь, воспитывая детей и внуков. Можно предположить, что Наталья была бы счастлива в браке с Филиппом Эльмптом, которого ей в женихи прочил отец. Во всяком случае клятвопреступления Эльмпт не совершал, в заговоре против Православного Монарха не участвовал, а верно служил русским Государям.
Суворов, возвращаясь из Швейцарского похода, вел в Праге в начале 1800 года разговоры о женитьбе своего 15-ти летнего сына Аркадия на старшей дочери герцога Курляндского, лютеранке по вероисповеданию. Но дальше разговоров дело тоже не пошло. Аркадий 15 июля 1800 года через полтора месяца после смерти отца женился на прекрасной Елене Нарышкиной православного вероисповедания, и в браке у них родилось четверо детей [1, с. 664-666]. Но прожили они вместе не долго. Аркадий утонул при переправе через разлившуюся реку Рымник в 1811 году во время русско-турецкой войны.
А теперь посмотрим благословил ли Господь Бог сегодня какими-либо духовными или иными победами православных сторонников экуменических отношений?
С 1961 года по настоянию хрущевского коммунистического правительства Московский Патриархат вынужден был войти в протестантский Всемирный Совет Церквей. Декларируемой целью было свидетельство перед протестантами Православной Веры. За эти более чем шесть десятилетий отдельные протестанты и католики пришли в Православную Церковь, но с ВСЦ это никак не связано. Наоборот, за эти шесть десятилетий большинство протестантских деноминаций, входящих в ВСЦ, еще больше отошли от Истинной Христианской Веры. Во многих из них появилось женское священство и женский епископат, стали благословляться однополые браки.
Тогда же, вначале 1960-х годов, по требованию правителей СССР начался богословский диалог Московского Патриархата и католической церкви. Женского священства и епископата у латинян еще нет, и браки однополые заключаются не во всех странах. Но экуменические встречи не помешали католикам и унитатам захватить на Западной Украине в конце 1980-х, в 1990-х годах, во времена СССР и после его развала сотни православных храмов и осуществлять гонения на сотни тысяч православных. Именно католики и унитаты, поминающие папу римского, стали основой укронацистов, безчинствовавших на киевском майдане и незаконно в 2014 году захватившие власть на Украине (в том числе в Новороссии). В результате этого захвата сегодня идут гонения на Украинскую Православную Церковь, и русские люди гибнут по обе линии фронта СВО. Сегодня в Европе именно руководство католической Польши главный застрельщик войны с Россией.
Экуменисты никаких побед в отличие от Суворова не одержали. А один из главных сторонников экуменических контактов в нашей Церкви митрополит Илларион (Алфеев), хоть и присутствовал на молебнах у папы римского и отвечал, как глава ОВЦС за Украину, в отличие от Александра Суворова Украину и Украинскую Православную Церковь от антихристианских гонений не защитил.
Каких-то кардинальных побед на фронте борьбы с терроризмом благодаря взаимодействию некоторых епископов Московского Патриархата с католическими иерархами или протестантскими епископами тоже не наблюдается. Победы над террористами в Сирии добилась Российская армия без участия католиков и протестантов.
Следуя заповеди Христовой: «По плодам узнаете их» (Мф. 7:20) можно уверенно сказать, что, совершая три вышеупомянутые благодарственные службы в католических храмах в Северной Италии и Южной Швейцарии в 1799 году, Суворов исполнял Волю Божию на проповедь Христову, на защиту Православной Веры. Об экуменистах XX и XXI веков так сказать нельзя.
Нашей Русской Православной Церкви пора последовать примерам Грузинской и Болгарской Православным Церквам и выйти из Всемирного Совета Церквей и прекратить экуменические контакты с католиками. А генералиссимуса Александра Суворова, защитника Веры Христовой, сокрушителя малых антихристов – революционных французских и революционных польских генералов, великого православного подвижника, воина Христова, побеждавшего молитвой ко Христу и исполнением Заповедей Божьих, прославить, как праведного воина, архистратига русского воинства.
Архистратиг русских сил Александр Суворов действовал по Воле Божьей в условиях реальности, существовавшей в его времени. Он жил не в монастыре, окруженный только верными чадами Православной Церкви. Его соратниками и сослуживцами, с которыми он проливал кровь за Веру, Царя и Отечество были не только русские, но и остзейские немцы, лютеране, масоны разных степеней: и верные Отечеству и Императору, и замышлявшие революционные заговоры. Против Суворова традиционно интриговали при Дворе, он подвергался незаслуженной опале. И при всех этих искушениях Милостью Божьей он совершал невозможное ради Христа, Его Помазанника, ради Отечества и ближних.
Почитаем мы великого полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова не за то, что он в исключительных обстоятельствах трижды посетил латинские службы, не за то, что хотел выдать свою дочь Наталью за сына своего сослуживца, воспитанного в лютеранстве. Почитаем за то, что он свою жизнь, как воин, положил на служение Господу нашему Иисусу Христу и Его Помазанникам Императорам и Императрицам Всероссийским. За его славные победы над мятежными поляками (католиками), над басурманами турками, над бунтовщиками-клятвопреступниками во главе с Емельяном Пугачевым, над богоборцами французскими революционерами, за освобождение малороссов и белорусов от униатского польского ига и за его защиту Православной Веры, Православной Империи. За его любовь, заботу и воспитание своих генералов, офицеров, солдат в Вере Православной и служению Богу, Царю и Отечеству.
Почитаем мы Суворова и за его христианское смирение в период несправедливых гонений от клеветников, за его радения в исполнении Постов и горячие молитвы к Богу и в келье, и на поле боя и в православных храмах. Чтим его за его отеческую заботу о своих крестьянах и создание и благоукрашение православных храмов в своих селениях, за его желание уйти в монастырь и на монашеском поприще послужить Триединому Богу.
Если бы не повеление благоверного Императора Павла I возглавить русскую армию в италийском походе для защиты храмов и алтарей от французской революционной армии, несущей неоязычество в Европу, Суворов окончил бы свои дни монахом Нило-Столобенской пустыни, как он и собирался сделать, направив соответствующее прошение Императору.
Никаких канонических препятствий к прославлению князя Италийского, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова в лике праведных воинов нет. О помощи по молитвам к нему свидетельствуют многие православные. На могиле его, хоть и находящейся до сих пор в музее городской скульптуры, противозаконно расположенном в Благовещенском храме Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга [1, с.784], регулярно молятся православные и совершают панихиды священнослужители.
Список использованной литературы
1. Петрушевский А.Ф «Генералиссимус Князь Суворов». Сборник. М. – Культурно-просветительский издательский центр имени Святого Василия Великого. 2016 – 1092 с.
2. Глинка С. Н. «Жизнь Суворова, им самим описанная, или собрание писем и сочинений его, изданных с примечаниями Сергеем Глинкою». — М.: типография Селивановского, 1819/
3. Левшин В. А. Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем. - Москва, 1809.
4. Суворов А.В. Письма. М. 1987 г.
5. Серков А.И. А.В. Суворов и масоны в Кёнигсберге (по материалам отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки). Румянцевские чтения - 2019: материалы Международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2019). - М., 2019. - Ч. 3. - С. 42-46.
6. Серков А. И. Новые данные о членстве А. В. Суворова в масонских ложах // НаукаПарк: науч.-практ. многопредметный журнал. Ставрополь, 2013. № 3 (13). С. 18–22.
7. Русские полководцы. Сборник документов под общей редакцией генерал-лейтенанта А.В. Сухомлина, генерал-майора В.Д. Стырова. Том I под редакцией полковника Г.П. Мещерякова. Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР. Москва – 1949.
8. Масонство в его прошлом и настоящем. Под редакцией С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. Репринтное воспроизведение издания 1914 года. М.1991.Т.1.
9. Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова в 2-х томах. Berlin: B. Behr's Buchhandlung,1870.Т. 1.
10. Е.Б. Фукс. Анекдоты князя Италийского, графа Суворова Рымникского. – СПб., 1827 г.
11. Был ли А. В. Суворов масоном? (https://mosvedi.ru/news/society/russia/24088.html)
Историк Василий Бойко-Великий
[1] В 1799 году православная Пасха приходилась на 17 апреля (28 апреля н.ст.)
[2] Кафедральный собор Иоанна Крестителя
[3] Приор – (от лат. Prior - первый) настоятель небольшого католического монастыря или общины.
[4] Великий пост в 1799 г. начался 28 февраля.