Московскiя Въдомости
16+

Был ли А. В. Суворов масоном?

05 Декабря 2023, 13:25 # / Новости / Общество / В России / 24088.html

Опровержение мифа о принадлежности великого русского полководца к масонству.

В настоящее время снова поднимается вопрос о том, был ли русский фельдмаршал и генералиссимус А. В. Суворов масоном?  Слухи о его присутствии на заседаниях масонской ложи ходили давно. В одной из лучших биографий Суворова, написанной русским военным историком А. Ф. Петрушевским (впервые издана в 1900 г.) по этому поводу было сказано: «Есть также известие, что Суворов посещал прусские масонские ложи. Может статься, так как он был человек любознательный; но сомнительно, чтобы он сам был когда-либо масоном» [3, с. 24].

Со второй половины XIX в. масонство становится объектом изучения историков. Например, в 1869 г. выходит книга П. Пекарского «Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия» [7],  а в 1916 г. – книга А. Н. Пыпина «Русское масонство. XVIII и первая половина XIX в.», но в них нет никаких упоминаний о  членстве А. В. Суворове в масонских организациях [10].    

Одной из первых работ, где прямо говорилось о том, что А. В. Суворов был масоном можно назвать «Записку по истории русского масонства» Л. Д. Кандаурова, написанной в 1930-е годы. В ней было сказано следующее: «…никто лучше этого монарха (Фридриха  II) не мог понимать важности для Германии распространения в России немецкого влияния и тех результатов, каких в этом направлении можно было надеяться достичь при помощи франкмасонов; один из многочисленных тому примеров был дан судьбой г. Кенигсберга, который во время Семилетней войны не пострадал вовсе от занятия его нашими силами ввиду ходатайства тамошней ложи «Трех Корон» перед комендантом города полковником Суворовым, будущим фельдмаршалом; Суворов был деятельным масоном и членом петербургской Ложи «Молчаливость» [5]. В этой работе присутствует много ошибок. Например, комендантом Кенигсберга, захваченного русскими войсками в 1758 году, был не будущий фельдмаршал А. В. Суворов, а его отец В. И. Суворов, имеющий генеральское звание, а А. В. Суворов звание  полковника получил только в 1762 году, когда Кенигсберг был уже возвращен Пруссии. Поэтому не совсем понятно, кого из Суворовых имел в виду Л. Д. Кандауров, кроме того, считается, что Кандауров сам был масоном и его мнение могло быть предвзятым[1].

Примерно в это же время, в 1934 и 1935 годах в Париже вышли книги Т. А. Бакуниной «Русские вольные каменщики» и «Знаменитые русские масоны», в которых к масонам было причислено много российских государственных деятелей и военных, в том числе и А. В. Суворов. Однако конкретных ссылок на источники, доказывающие принадлежность А. В. Суворова к масонам, там не было.

Книга  Т. А. Бакуниной «Знаменитые русские масоны» была переиздана в России в 1991 г. [2] Составителем и автором послесловия ее был А. И. Серков, специализирующийся на истории масонства и ставший впоследствии автором множества научных работ и биографического словаря по масонам. С этого момента, в России, в различных научных статьях и радиопередачах начинают встречаться высказывания о том, что А. В. Суворов входил в ту или иную масонскую ложу и появляются фразы: «среди известных русских масонов XVIII века, были такие лица, как Суворов». 

В результате в конце XX – начале XXI вв. мнения историков относительно того, был ли А. В. Суворов масоном или нет, разделились.

Например, немецкий историк К. Герлах считает, что на заседаниях масонских лож в Кенигсберге присутствовал отец А. В. Суворова – Василий Иванович Суворов: «Несколько офицеров оккупационной армии, в том числе генерал-губернатор Василий Суворов, вступили в Масонскую ложу Трех корон (1761 г.)» [1, Р. 233]. Второй раз Герлах по поводу Суворова пишет: «Во время российской оккупации Пруссии Ложа Трех Корон была германо-российским обществом. Помимо немцев, в нее входили 29 офицеров и один гражданский чиновник оккупационных войск, среди которых губернатор Кенигсберга подполковник Василий Суворов, отец знаменитого впоследствии генерал-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова» [1, Р. 241]. В качестве источников Герлах использует различные архивные материалы, в том числе документы бывшего прусского Секретного государственного архива  (PGStA)[2], однако как видно из приведенных выше цитат, и здесь возникает путаница со званиями, что дало возможность некоторым историкам, считающим, что в масонской ложе состоял именно А. В. Суворов, подвергать сомнению утверждение Герлаха.

В начале XXI в. в России появляется ряд работ, посвященных масонам и в том числе, возможности членства  А. В. Суворова в масонских ложах. Сторонником того, что А. В. Суворов был масоном, является А. И. Серков. Серков обнаружил в Отделе Рукописей Российской Государственной библиотеки протоколы заседаний масонских лож Святого Андрея и Трех Корон в Кенигсберге за 1760 – 1768 годы.

На основе своей работы с протоколами Серков сделал вывод о том, что А. В. Суворов был масоном: «В протоколах кёнигсбергских масонов зафиксировано, что мастер петербургской ложи Трех звезд подполковник Александр Суворов первоначально как посетитель с 25 января 1761 г., а с 5 марта 1761 г. уже как действительный член постоянно участвует в заседаниях ложи Трех корон. При этом в 1761 г. происходит его посвящение в Кёнигсберге и в высшие, «шотландские» степени. Вплоть до начала 1762 г. А. В. Суворов активно принимает участие в работах ложи. Из протоколов заседаний известно, что А. В. Суворов не только сам посещал заседания, но и рекомендовал к посвящению в масонство ряд лиц. Так в период с 25 января 1761 г. по 18 января 1762 г. по его рекомендации были приняты в ложу следующие российские военные: майоры Александр Аш, Христиан Иоганн фон Платер, Готтгард Вильгельм Вассерман, Павел Медовщиков, подполковник Иоганн Лотар Вильгельм фон Ребиндер. Всего же в работах кёнигсбергской ложи в 1760–1763 гг. принимало участие более 30 российских подданных. Таким образом, сохранившийся документ окончательно решает вопрос о масонстве будущего фельдмаршала.»  [14, с. 42-46].

А. И. Серков также пишет, что в списке членов ложи Трех корон, представленном 16 марта 1761 г. в ложу «Три глобуса» в Берлине за № 6 значится Oberleutnant Alexander von Suvorow. По словам Серкова эти данные ему были предоставлены из архива ложи «Три глобуса» в Берлине, однако никаких ссылок он не дает [15, с. 18-22]. Также можно добавить, что это звание соответствует поручику русской армии, а не подполковнику.

Приблизительно в это же время издается книга другого историка и публициста Платонова О. А. «Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ» в которой было приведено противоположное мнение: «Совершенно безосновательно, исключительно в целях повышения престижа своей организации, вольные каменщики включали в свои ряды Петра I и многих из его соратников, поэтов Державина и Жуковского и даже Николая II. Не подтверждается фактами и участие в масонских ложах великих русских полководцев Суворова и Кутузова.  Легенда об их принадлежности к масонству — яркий пример обмана, на который шли вольные каменщики, чтобы возвеличить себя и скрыть свою преступную сущность.» [8, с. 14].

Автором настоящей статьи было проведено исследование протоколов заседаний масонских лож Святого Андрея и Трех Корон в Кенигсберге за 1760 – 1768 годы, поскольку эти протоколы в настоящее время считаются основным источником, доказывающем принадлежность А. В. Суворова к масонству.

Действительно, в протоколах заседаний кенигсбергской ложи фамилия Суворов (Suworow, Suvorow) встречается в записях от 25 января 1761 г. [9, л. 21 об.], 5 марта 1761 г. [9, л. 27, 27 об., 28] и от 18 января 1762 г. [9, л. 50, 51, 51 об.]. Однако имя Александр (Alexander de Suvorow) упоминается только один раз – в протоколах от 18 января 1762 г., воинское звание «подполковник» или «оберстлейтенант» тоже только один раз – в протоколах от 25 января 1761 г. Кроме того, у фамилии Суворов разные приставки «фон» и «де», хотя это означает одно и тоже, только на разных языках – немецком и французском. В протоколах от 5 марта 1761 г. и от 18 января 1762 г. Суворов назван «Frere Visiteur», что означает «Брат посетитель» по-французски. В протоколах от 25 января 1761 г., где упомянуто воинское звание Суворова, такой надписи нет, хотя А. И. Серков в своей работе, как было сказано выше, писал о том, что   Суворов присутствовал на заседании масонской ложи «первоначально как посетитель с 25 января 1761 г., а с 5 марта 1761 г. уже как действительный член». Такие разночтения могут также свидетельствовать о недостоверности сведений или о том, что в протоколах, вопреки утверждению Серкова, речь идет о разных людях.

Можно еще обратить внимание на то, что утверждение Серкова о том, что Суворов «с 5 марта 1761 г. уже как действительный член постоянно участвует в заседаниях ложи Трех корон», не совсем правильно, т. к. с 5 марта 1761 г. фамилия Суворов встретилась в протоколах только двух заседаний (от 5 марта 1761 г. и от 18 января 1762 г.), в то время как количество заседаний было значительно больше – участие в двух заседаниях из десяти постоянным назвать нельзя.

Упомянутый в протоколах Суворов действительно, как писал Серков, рекомендовал в ложу нескольких офицеров русской армии (как следует из текстов протоколов). Автором настоящей статьи была предпринята попытка проверить, существовали ли эти офицеры на самом деле (насколько это оказалось возможным) или в протоколах масонов были сообщены ложные сведения. В результате, был найден только один офицер, который мог существовать на самом деле – майор Павел Медовщиков. Правда в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» за 1759 г. [13] Павел Медовщиков назван секунд-майором Муромского полка, а не Казанского, как сказано в протоколах.

Интерес здесь также представляет  выражение «Брат посетитель». Что это значит? Считается, что так масоны называли своих гостей – либо членов других лож, либо вообще, людей, не являющихся масонами, но которым масоны в виде исключения разрешили присутствовать на своих заседаниях[3]. Получается, что дважды названый «Братом посетителем» Суворов не член данной масонской ложи? Или вообще не является масоном?

Какой из всего этого следует вывод? С одной стороны, вероятность того, что в протоколах заседаний масонских лож Святого Андрея и Трех Корон в Кенигсберге упомянут именно будущий российский фельдмаршал и генералиссимус Александр Васильевич Суворов существует. Правда это тоже не всегда может означать, что А. В. Суворов был масоном, т. к. он мог присутствовать на масонских собраниях из простого любопытства или его интересовала деятельность масонов как офицера и государственного чиновника, т. е. он фактически занимался разведывательной деятельностью[4].

С другой стороны, доказательств даже простого присутствия на заседаниях масонских лож именно  Александра Васильевича Суворова недостаточно, потому что из тех источников, которые использовал  А. И. Серков, не ясно о каком Суворове идет речь – о будущем полководце Александре Васильевиче, об его отце Василии Ивановиче или вообще об их однофамильцах, так как в протоколах  вполне могли упоминаться два разных Суворова[5]. Существует также и вероятность того, что Суворова масоны умышленно внесли в списки присутствующих для поднятия престижа своей организации. Таким образом, считать, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был масоном только на основании нескольких упоминаний фамилии Суворов в трех протоколах заседаний кенигсбергских масонов с января 1761 по январь 1762 годов и на основании слухов, было бы неправильно. 

Самое же главное, что на протяжении последующих четырех десятилетий своей активной жизни, Александр Васильевич Суворов регулярно выступает открыто оппонентом масонов и в России и за ее пределами. Хотя именно в этот период, после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761  году (25 декабря 1761 г.  по старому стилю / 5 января 1762 г. по новому), в Европе и в России происходит рассвет масонского движения. Многие масонские ложи действуют почти открыто и их архивы дошли до наших дней, но нигде в них не упоминается Александр Васильевич Суворов. Поэтому можно сделать категорический вывод, что Великий Полководец масоном не был, а если и посещал кенигсбергскую ложу 1, или 2, или максимум 3 раза, то лишь как наблюдатель из естественного любопытства или по заданию отца.

 

 

 

Источники и литература:

 

 

1. Gerlach K. Die Freimaurer im Alten Preussen 1738–1806. Die Logen in Pommern, Preussen und Shleisen. Innsbruck, 2009.

2. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. – М.: Интербук, 1991.

3. Генералиссимус Князь Суворов / А. Ф. Петрушевский. – М.: Культурно-Просветительный Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2016.

4. Лопатин В. С. Был ли генералиссимус А. В. Суворов масоном? //  История, 2003 г. № 42-43.

5. ЦГ ОА СССР. Ф. 730. Л. Д. Кандауров. Записка по истории российского масонства, 1731–1936.

6. Охота за масонами или похождения асессора Алексеева // Былое. Пг., 1917. № 4 (26)

7. Пекарский, П. П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. – М. : Телема, 2010. – 224 с. – Репринтное издание 1869 г.

8. Платонов О. А. Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ. - М.: Алгоритм, 2011.

9. РГБ ОР. Ф. 943, ед. хр. 61.

10. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. / А. Н. Пыпин; Ред., [предисл.] и примеч. Г. В. Вернадского. – Пг.: Огни, 1916.

11. Санкт-Петербургские Ведомости. 17 сентября 1762 года. 

12. Санкт-Петербургские Ведомости. 4 октября 1767 года.

13. Санкт-Петербургские Ведомости. 17 декабря 1759 года.

14. Серков А. И. А. В. Суворов и масоны в Кёнигсберге (по материалам отдела рукописей Российской государственной библиотеки) // Румянцевские чтения – 2019: материалы Международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2019). – М., 2019. - Ч. 3.

15. Серков А. И. Новые данные о членстве А. В. Суворова в масонских ложах // НаукаПарк : науч.-практ. многопредметный журнал. Ставрополь, 2013. № 3 (13).

16. Список находящихся в штате при войске, в полках гвардии и в артиллерии, генералитету и штаб-офицерам. На 1767 год. – СПб., 1767. – 126 с.

 

Байбиков В. Ю.,

кандидат исторических наук

 


[1] По утверждению Платонова О. А. этот документ был найден им в Особом Архиве СССР. Его автор, царский дипломат в Париже и высокопоставленный (33°) масон Л. Д. Кандауров (1880–1936), составил эту записку в середине 1930-х годов, незадолго до своей смерти. Платонов О. А. относительно записок Кандаурова писал следующее: «Документ носил секретный характер и предназначался для ознакомления в среде масонов высшей степени посвящения. В первой части записки Кандауров опирается на известные источники, а также на масонские предания и мифы. Сведения этой части имеют во многом фантастический, выдуманный характер. Масонский летописец бездоказательно относит к числу масонов известных исторических лиц — Петра I, Александра II, Николая II, А. В. Суворова» [8].

[2] Geheime Staatsarchiv Preußischer Kulturbesitz (GStA PK), бывший прусский Секретный государственный архив (PGStA) в Берлине является учреждением Фонда прусского культурного наследия. Это один из крупнейших государственных архивов Германии, в котором в основном хранятся многочисленные документы из Бранденбурга - Пруссии (дом и двор Гогенцоллернов, прусская армия, провинциальные власти, политические организации, карты и т. д.),

[3] В статье «Охота за масонами или похождения асессора Алексеева» , напечатанной в журнале «Былое» в 1917 г., написано, что коллежский асессор Алексеев по заданию Департамента полиции проводил исследования о масонах и был допущен на заседание одной ложи в качестве свободного посетителя, что иногда разрешалось масонами [6].

[4] Идею о том, что А. В. Суворов посещал масонские собрания в оккупированном русскими войсками Кенигсберге для сбора разведывательных данных или контроля за деятельностью организации, в которую входили немцы, выдвинул В. С. Лопатин в своей статье «Был ли генералиссимус А. В. Суворов масоном?», впервые опубликованной в газете «История», 2003 г. № 42-43 [4].

[5]  В русской армии XVIII века было еще несколько Суворовых. В списке генералов и штаб-офицеров за 1767 г. упомянут Семен Суворов, с 1 января 1765 г. являющийся подполковником Казанского полка [16, с. 61], в конце 1767 г. уже получивший звание полковника [12].  В Санкт-Петербургских Ведомостях за 1762 г., где часто публиковались сведения о производстве в новый чин офицеров и генералов, упоминается Федор Суворов «Пожаловать… в подпоручики из корнетов… Федора Суворова» [11].  

 

Просмотров: 6372



Похожие новости

26.12.2024 17:15

Суд отказал в защите чести писателя Гелия Рябова

25.12.2024 11:42

Объявление: Крестный ход в 108-летие мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового

25.12.2024 11:07

Почти «альтернативная история» революции 1917 г. и цареубийства 1918 г. от архивиста Л.Лыковой и краеведа А.Б. Мощанс...

03.12.2024 13:31

Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)

25.11.2024 19:07

Генеральному прокурору РФ И.В. Краснову

21.11.2024 11:39

Мавзолей Ленина и его прообразы (глава из готовящейся к печати книги «Расследование цареубийства и история России в X...

12.11.2024 16:47

В православии истина не большинством утверждается

27.09.2024 17:05

Архимандриту Тихону (Затекину) в продолжение разговора о покаянии

20.09.2024 14:47

Обращение сотрудников группы компаний "Вашъ Финансовый Попечитель" Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

7527-й год от сотворения мира
2019-й год от Рождества Христова