Продолжение. Предыдущую статью см. здесь.
После гибели царевича Димитрия Русь постигло тяжкое бремя эпохи самозванцев-Лжедмитриев, поддерживаемых польскими захватчиками. Как известно, Лжедмитний I, бывший на самом деле беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, безнаказанно правил Москвой целых 11 месяцев. После этого, дабы упредить новые вторжения и доказать подлинность гибели царевича Димитрия, в 1606 г. в Углич прибывает еще одна царская комиссия. На этот раз, церковная, возглавляемая самим митрополитом Филаретом. Комиссия, к всеобщему изумлению, нашла тело царевича таким, как в день гибели, совершенно не тронутым тленом. Царевич Димитрий был прославлен в лике святых. С тех пор 27 и 28 мая в Угличе традиционно проходит празднование Дня святого благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского чудотворца. В эти дни проходит праздничная детская служба, крестный ход и большой детский праздник на главной Успенской площади города.
Но это, увы, не помешало появлению новых самозванцев. И каждый из них обязательно стремился захватить Углич как вотчину, якобы, принадлежавшую ему по праву рождения. В XVI в. город был неоднократно разграблен и сожжен польско-литовскими захватчиками. Углич переходил из рук в руки не один раз. Об этом красноречиво свидетельствуют экспонаты исторического музея в Палате удельных князей XV в., самого древнего из сохранившихся каменных зданий не только угличского Кремля, но и всей Ярославской области.
Население его вымерло и разбежалось по окрестным лесам почти полностью. По летописным сведениям, город до разорения был весьма зажиточным: имел 3 собора, 150 приходов и церквей, 12 монастырей, 17 000 дворов и около 40 000 жителей. А после, в 1621 году, местный воевода писал в донесениях Алексею Михайловичу из новой царской династии Романовых, что
«…людей в городе и 1000 человек не наберется… ни город восстанавливать некому, ни налоги брать не с кого…».
Царь дал указ переселить в Углич крестьян из Московской, Ростовской и Тверской областей, и город начал потихоньку восстанавливаться. Углич всегда был ремесленным поселением. Здесь добывали болотную руду, ковали крепкие железные замки, подсвечники, ухваты и секиры. Варили селитру для московского Пушечного приказа. В городе было больше десятка ювелирных мастерских, занимавшихся, преимущественно, серебряной церковной утварью. Самыми известными из них были серебряники Хорхорины. Они, единственные из всех угличских ювелиров, обладали правом ставить на свои изделия именное пробирное клеймо, как знак высокого качества. Клейменые серебряные чаши и оклады к иконам мастерской Хорхориных хранятся в собрании угличского музея и сегодня. Их большой семье принадлежали несколько добротных двухэтажных особняков в центре города, сохранившихся вдоль волжской набережной.
Но к концу XIX в. Углич пришел в упадок. Единственным крупным производством в нем на рубеже XIX-XX вв. оставалась писчебумажная фабрика, основанная купцом Максимом Переславцева. Однако, и она давала городу всего лишь 500 рабочих мест. Отсутствие работы и железнодорожного сообщения привело к тому, что к началу ХХ в. Углич уменьшился почти в 4 раза от первоначального. В нем проживало всего около 9 тыс. человек.
Основная часть угличан-мужчин была занята «отхожим промыслом», то есть зимой отправлялась на заработки в Петербург или Москву в качестве половых (официантов) и извозчиков. Сам известный русский бытописатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и Москвичи» лестно упоминал расторопных и сметливых половых из Ярославской губернии.
С приходом новой советской власти жизнь в Угличе сильно поменялась. Пусть и не в одно мгновение, но в жизни города произошли колоссальные перемены…
Продолжение следует.