Творцом русского московского модерна по праву признан великий архитектор Федор Осипович Шехтель. Юный Федор Шехтель, уроженец города Саратова, 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова.
Сам Шехтель так говорил о своем выборе: «Профессии не выбирал — было решено давно: конечно же архитектура»!
Настоящей жемчужиной его творений стали здания в стиле модерн. Основная идея модерна – стремление к сотворению абсолютно прекрасного – оказалась близка молодому таланту.
Именно московские особняки раскрывают образ своего творца во всей его гениальности. Один из них – грандиозное строение в стиле модерн – «особняк Дерожинской» в Кропоткинском переулке, д.13, окружен витиеватой металлической оградой и стоит в некотором отдалении от дороги. Как и положено, особняк имеет свою историю. В начале XX века землю здесь приобрела Александра Ивановна Дерожинская-Зимина, дочь известного суконного фабриканта-миллионера Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Богатая наследница захотела построить здесь дом для семейной жизни во втором браке с гвардейским офицером В.В. Дерожинским. Дама деятельная и требовательная, она захотела иметь дом, не похожий ни на один из соседских. Исполнить заказ Дерожинская поручила Федору Шехтелю. Вероятно, работой Шехтеля Александра Ивановна была очарована еще со времени своего прошлого брака с промышленником и старообрядцем П.П. Рябушинским, по заказу которого ранее работал великий архитектор.
Особняки модерна, при всей своей кажущейся эфемерности и мистичности всегда отличались комфортабельность. При строительстве дома Кожевниковой в 1901-1903 гг. были применены новейшие инженерные новинки: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество и телефонная связь. Федор Осипович тщательно продумал и интерьеры особняка: по его эскизам были заказаны мебель, ткани, светильники, торшеры, двери, наличники и бронзовая арматура.
С первого взгляда на дом ощущается легкость и элегантность, которую создают лепнина из цветочных гирлянд и поливная керамическая плитка светло-зеленого цвета на фасаде. Терраса парадного входа украшена ликом прекрасной нимфы с причудливо рассыпанными длинными волосами. Основную часть лицевой стены занимает огромное трехарочное окно, 13 на 11 метров. Из него некогда открывался вид на стоявшую на улице Пречистенка церковь Живоначальной Троицы в Зубове с самой высокой из приходских храмов Москвы шатровой колокольней.
Внутренне оформление дома имеет свою оригинальную идею – он как бы «развивается» от центра к внешним границам, подобно спиральной раковине. Первый этаж, где проходила светская жизнь, и устраивались музыкальные концерты, составляют центральный холл и расположенные вокруг него в хороводе: гостиную, библиотеку, спальную комнату, кабинет и столовую. В главном холле Шехтель воплотил идею гигантизма, довлеющего над человеком: огромные двери, окна, камин и, даже, светильники в громадном пространстве. Человек здесь чувствует себя словно робкий гость в мифическом мире атлантов. Освещение гостиной выполнено затейливо и сказочно – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие яркость, вкраплены в центр вьющихся цветов. Но самым мистическим является решение библиотеки. Здесь выбрана тема «леса»: сплетенные рельефы деревьев с густыми огромными кронами на стенах.
После революционных изменений дом вместе с остальной недвижимостью Александры Ивановны был экспроприирован государством. С 1959 г. в особняке Дерожинской разместилось посольство Австралии.
В следующем материале мы расскажем об особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской.