«Московские Ведомости» продолжают серию публикаций, посвященную русскому модерну.
Далеко не каждому историческому зданию в Москве повезло так, как дому российского промышленника Степана Павловича Рябушинского. Появилось необычное строение на свет в начале ХIХ века по воле дореволюционного миллионера, а сохранилось благодаря советскому писателю Максиму Горькому, проживавшему здесь с 1931 по 1936 гг.
Как и многие представители новоявленного «денежного» слоя – купечества, вышедшего из простого крестьянства, 26 –летний Степан Рябушинский всеми силами стремился доказать высшему обществу свою элитарность. Строительство нового дома стало еще одним тому подтверждением. Степан Павлович доверил создание особняка архитектору Ф.О. Шехтелю. Шехтель подошел к проекту неординарно – в стиле дома он непринужденно сочетал английскую готику и мавританские мотивы. Примечательно, что к внутреннему оформлению интерьера, как уже не раз делал, он привлек своего хорошего друга, художника М.А. Врубеля.
В итоге совместной работы особняк получился уникальным. Мозаичная отделка с изображением ирисов на фасаде, символов самого стиля ар-нуво, и окна различного размера на разных уровнях высоты сразу выделили его из прочих.
Основной достопримечательностью дома, над которой оказались не властны ни переделки новых хозяев, ни время, стала парадная «тающая лестница» холла, «волной» стекающая со второго на первый этаж. Внизу же будто раскинулось морское царство: зеленоватые стены, светящаяся мягким светом люстра-медуза, вычурные ручки дверей в форме морского конька... Архитектор продолжил эту мистическую поэму и в оформлении остальных комнат — плавные растительные изгибы, стихия Посейдона, нереальные моллюски и мотыльки, спрятанные в нюансах внутренней отделки, — дом словно живет собственной жизнью.
В особняке есть и свои тайны – скрытая старообрядческая молельня в мансарде северо-западной части. Никто из посторонних людей и не догадывается о ней. Боковые стены и свод молельни украшены абстрактной храмовой росписью, тем самым создается впечатление настоящей древней церкви. Способ прохода в тайный храм придуман не менее хитроумный, чем его расположение в доме. Необходимо подняться на второй этаж, далее пройти по узкой галерее и вверх по неприметной лестнице. Скрываться от посторонних глаз старообрядцы в России перестали лишь в 1905 году, после манифеста Николая II о веротерпимости. До этого времени репрессивные меры к раскольникам были достаточно жестокими – их не принимали в купеческую гильдию, а молодым старообрядцам грозила 25-летняя рекрутчина. Но Рябушинские были тверды в своей вере, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола».
Степан Павлович, кроме того, был преданным ценителем древнерусского искусства. В доме была богатейшая коллекция старинных икон. А на втором этаже имелись специальные музейные комнаты с обтянутыми кожей стенами. Бесценную коллекция икон, собранную по всей России, Рябушинский намеревался передать музею города.
Имелись в доме и свои технические новинки – замысловатая вентиляция. Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке в условиях русского климата, на нее был направлен поток теплого воздуха из шахты, закрытой кованой решеткой. К сожалению, система не сохранилась до ХХI века, как и уникальные мебель и светильники авторства самого Шехтеля и Врубеля. После революционных событий 1917 года особняк Рябушинского перешёл государству. В его стенах успели поработать: Наркомат по иностранным делам, затем Госиздат, психоаналитический институт и детский сад. После вселения в него в 1931 году семьи Горького – самого писателя, его сына с супругой и двоих внучек – дом превратился в своеобразный писательский клуб – здесь побывали почти все известные писатели 1930-х гг. Именно в стенах бывшего дома Рябушинского Сталин нарек писателей «инженерами человеческих душ».
Но сам Максим Горький не слишком любил выделенный ему новым государством особняк. «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» – так оценивал его стиль пролетарский писатель. Что ж, новые трудные времена диктовали и пропагандируемую аскетичность вкусов. Сам Горький предпочитал в доме простую функциональную мебель без «ненужного» декора, особенно в своем кабинете. Для кабинета писатель даже заказал особенный стол – простых очертаний, выше обычного и без ящиков. Посмотреть на современный интерьер кабинета вы сможете и сейчас – в доме открыт бесплатный мемориальный музей М. Горького.
Интересно, что страсть к коллекционированию стала общей и для Рябушинского, и для Горького. Вдоль стен кабинета и сейчас стоят шкафы, с личной коллекцией писателя — нецки, фигурки из резной кости XVIII–XX веков.
Особняк уникален своей неординарностью. Полицветные витражи, диковинные окна, потолки с цветочной лепниной и ювелирными росписями, экзотические люстры сделали дом на Малой Никитской поистине уникальным творением знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля. К счастью, причудливые завихрения времени и человеческих судеб сберегли особняк С.П. Рябушинского до нашего времени.
См. также следующие материалы по теме: