Пожалуй, нет в искусстве направления более загадочного и столь мало просуществовавшего, как модерн. Пика известности он достиг к концу ХХ века (1890-1905), затем был забыт на долгие годы. Интересно, что название «модерн» (от фр. moderne – современный) прижилось, в основном, в России. В мире наиболее популярным стал французский термин «Ар-Нуво». Единого названия для нового стиля так и не сложилось: в США – это тиффани (по имени Л. К. Тиффани), в Германии – югендстиль (молодой стиль), в Англии – модерн стайл (современный стиль), в Италии – стиль либерти…
Модерн – это целая философия, затронувшая и архитектуру, и живопись, и скульптуру, и ювелирное дело, и прикладное искусство… Молодой стиль искал вдохновение в природе: плавные растительные линии, мифические животные, цветы, девы с длинными распущенными волосами. Неслучайно, одним из символов модерна стал причудливый цветок ириса и спираль перламутровой раковины. Часто и сам модерн уподобляли морской стихии за мягкие линии, отсутствие острых углов и большие пространства воплощения.
Модерн появился сначала в живописи, когда в Европе господствовал настоящий беспорядок в искусстве – всем правила эклектика. При этом, в науке был совершен огромный прорыв в будущее.
Живописцы нового стиля черпали вдохновение в греческой архаике, крито-микенском искусстве, античной классике, древнем Китае и Японии, образах Древнего Египта и других ушедших цивилизаций. Яркими представителями модерна стали художники: Густав Климт, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Амадео Модильяни, Анри Руссо, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Валентин Серов, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.
Подлинное величие возможностей ар-нуво показал в архитектуре. Архитектура модерна – это ожившая сказка из детства с таинственными замками, где живут заколдованные принцессы, злые волшебницы и прекрасные принцы. Но, что важно, модерн отличает стремление к созданию не только прекрасных, но и функциональных зданий. Огромное внимание уделялось как внешнему виду зданий, так и тщательно проработанному интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — обязательно декорировались и принимали, порой, совершенно фантастические формы. В Испании архитектурные творения Антонио Гауди, к примеру, будто созданные не человеком, а самой стихией природы настолько оригинальны, что не могут оставить равнодушными абсолютно никого.
Модерн всегда стремился быть непохожим на других, первозданным, будто Афродита, только что рожденная из морской пены. Это стиль всегда дорогой, аристократический. Неслучайно, в России дома в стиле модерн особенно часто строили для себя преуспевшие купцы и промышленники: Рябушинский, Мамонтов, Смирнов…
Тщательное внимание модерн уделял внутреннему убранству дома, продумывая в едином ключе каждую мелочь, вплоть до дверных ручек или настольных ваз. В интерьерах модерна обязательно присутствуют природные материалы: дорогие сорта камня, редкие породы дерева, различные металлы, перламутр. Поэтому и цветовая гамма модерна всегда естественна: белый, бежевый, травянисто-зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, дымчатый. Все линии в пространстве стиля плавны и извилисты, словно ползущая в траве змея.
Любая мелочь в интерьере имеет изогнутые очертания: двери, оконные проемы, предметы мебели, элементы декора. Модерн призван создавать романтическую атмосферу, поэтому для него характерно неяркое, приглушенное освещение. Особые приметы стиля – причудливые светильники из цветного и матового стекла. В оформлении внутреннего пространства дома можно встретить стекло, камень, мрамор, керамику, дорогие ткани. Кованое железо было очень популярным еще до модерна, но в этом стиле металл приобрел особую воздушность и легкость.
И, конечно, модерн невозможно себе представить без цветных витражей в огромных окнах. На стыке веков они использовались повсеместно для украшения окон, дверей, мебели, стен. Рисунки витражей всегда отличались изогнутыми линиями и интересным сюжетом.
Но не только цветы, а особенно бутоны, как символы зарождения новой жизни, можно встретить в интерьере стиля модерн. Стрекозы, кузнечики, бабочки, красочные жучки, павлины, ласточки, попугаи изображались на стенах и окнах не менее часто. Особое место в ар-нуво занимает прекрасный женский образ. Самым ярким и тиражируемым примером тому стали неподражаемые плакаты Альфонса Мухи, а в России – картины Михаила Врубеля.
Самые популярные элементы декора модерна – это предметы из цветного стекла. Все аксессуары отличались интересной формой. Вазы и лампы с рисунками фантастических растений и животных (единорогов, драконов), чудные статуэтки (к примеру, в форме морской медузы или лесной феи), старые вещи, красивые картины на стенах. Светильники и статуэтки из перламутрового стекла, изобретенного Тиффани, находят сегодня своих почитателей также часто, как и тогда. Интерьерные украшения ручной работы призваны были подчеркнуть красоту и элитарность стиля модерн.
В Москве работал целый ряд талантливых архитекторов: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Интерьер в стиле модерн наиболее выразительно передавал творческую атмосферу аристократии Серебряного века. Вмиг достигнув небывалых высот обожания, ар-нуво, к сожалению, так же стремительно был и забыт. Знаменитые архитекторы стали приверженцами простоты и ясности форм и больше интересовались машинными технологиями, чем эксклюзивными ручными работами. Затейливый декор конца ХIХ века во всем мире заменили аскетичные фасады зданий начала ХХ века. Да и новой советской России аристократизм в архитектуре был не нужен. Модерн вышел из моды и был вновь открыт подлинными ценителями только полвека спустя. О некоторых шедеврах архитектуры московского модерна мы и расскажем далее.