В художественной литературе и в публикациях в Интернете, посвященных русскому фельдмаршалу и генералиссимусу А. В. Суворову, можно встретить высказывания о том, что в быту, в своих земельных владениях Суворов вел себя как настоящий помещик-крепостник. Например, это проявлялось в том, что как хороший хозяин, он якобы любил принудительно женить своих крестьян – чтобы рождались дети и количество крепостных душ в его собственности увеличивалось, при этом иногда можно даже услышать историю о том, как Суворов строил девушек и парней напротив друг друга и вел их в церковь венчаться, не обращая внимания на то, нравятся они друг другу или нет.
Попробуем на основе исторических источников разобраться в этом и понять, что является правдой, а что нет, и что было на самом деле.
В 1874 г. в Москве вышла книга Н. Рыбкина «Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная деятельность. По вновь открытым источникам за 1788 и 1797 годы и местным преданиям его вотчин»[1]. Эта книга, как следует из названия, имела целью дать информацию о жизни и деятельности Суворова не как военачальника, а как хозяина и владельца усадеб и вотчин. Есть там много упоминаний и о том, как Суворов женил своих людей:
«Если недоставало невест для дворовых, то они покупались на счет помещика, и иногда за невесту платилось до 80 рублей ассигнациями.
Буде же крестьянин принужден был купить невесту на стороне, по недостатку их в вотчине, то ему выдавалось от помещика в помощь 10 рублей ассигнациями, т. е. вся трехлетняя оброчная сумма жертвовалась жениху. На все это имеется подлинных приказов» [2, с. 26]
Еще информация о покупке Суворовым девушек-невест:
«Отъезжая в с. Кистошь, суздальское имение, Александр Васильевич приказал, в осень 1784 г., на оставленные им 150 рублей купить в Москве три девицы в замужество за его дворовых людей. На это один из адъютантов его доносил следующее: на оженитьбу троих холостых дворовых ваших людей на назначенные вами деньги трех девок купить не можно, а из вотчин оных взять по вашему мнению для крестьян будет отяготительно. Где спрашивали мы девок, там они умеют шить порядочно, мыть белье и трухмалить, и стоит каждая не меньше, как восемьдесят рублей, если в продажу; а за 50 рублей девку можно купить только такую, ничего не знающую, в Москве…» [2, с. 25].
В одной из лучших биографий Суворова, написанной русским военным историком А. Ф. Петрушевским (впервые издана в 1900 г.) написано следующее:
«В письмах его (Суворова – прим. Авт.) беспрестанно встречаем напоминания или приказания в роде такого: «Дворовые парни как дубы выросли, купить девок»; «вдовцам таким-то надлежало бы первее всего жениться». При недостатке своих невест и дороговизне чужих делался иногда вывод девиц из одних вотчин в другие, на довольно далекие расстояния, с назначением от помещика подмоги до 200 рублей» [1, с. 157]
Иногда в документах можно встретить информацию о том, что Суворов давал распоряжения о женитьбе, прямо указывая кого и на ком надо женить. Например, в приказах в селе Ундол за 1785 г. есть такие приказы:
«1. Сына вдовы Ивановой Семена Сысоева оженить на девице деревни Хреновой Авдотье Павловой. Самою же вдову Иванову, как она в замужество не желает, никому не дозволяю сватать. Помочь ей миром на выстройке избы, которая была срублена еще ее умершим мужем.
2. Степана Ильина оженить с общего согласия на девице Авдотьи Филиповой по уборке хлеба с полей.
3. Деревни Хреновой рыбака Федора Артемьева оженить с. Ундола на девице Анне Петровой.
4. Села Ундола Ивана Семика сына его Ивана оженить на девице Афросиньи Никифоровой.
5. Вдовцам Клюеву, Борисову и Куркину надлежало бы первее всего жениться. Того ради женить их миром. А буде девицы подростки не подоспели к браку, то сего не ждать, а женить их выводом девиц из чужих деревень, дать им денежную подмогу миром, если сами не в силах достать невест, хотя бы девицы и дороги были. А господская моя подмога известна 10 рублей каждому. На сих основаниях поступать и впредь в браках; ибо Богу не угодно, что не множатся люди. Не весьма взирать на богатство, понеже у Бога богатый оскудеет, а скудный обогатеет. Я по сему впредь строго взыскивать буду. В этом особливо иереям – как отцам духовным, не токмо увещевать, но решать и утверждать.» [2, с. 69-70]
Здесь можно обратить внимание на следующее распоряжение А. С. Суворова: «Самою же вдову Иванову, как она в замужество не желает, никому не дозволяю сватать», то есть, если женщина не хотела выходить замуж, то Суворов ее насильно не заставлял этого делать. А фраза «Степана Ильина оженить с общего согласия на девице Авдотьи Филиповой» позволяет утверждать, что при заключении браков между крестьянами их желания Суворов все-таки учитывал.
В приведенных выше документах было сказано: «Буде же крестьянин принужден был купить невесту на стороне, по недостатку их в вотчине, то ему выдавалось от помещика в помощь 10 рублей ассигнациями», что означает, что А. В. Суворов оказывал материальную поддержку крестьянам, которые собирались жениться и для этого вынуждены были покупать невест на стороне.
В приказе о невестах новгородскому управляющему Семену Трофимычу Румянцеву от 15 марта 1785 г. Суворов пишет:
«Многие дворовые ребята у меня так подросли, что их женить пора. Девок здесь нет, и купить их гораздо дороже, нежели в вашей стороне. Чего ради прошу вас, для них купить четыре девицы, от 14 до 18 лет, и как случиться из крестьянок или из дворовых. На что употребите оброчные мои деньги от 150 и хотя до 200 рублей.» [2, с. 28]
В наше время фраза «купить девок» уже сама по себе звучит довольно жестоко, однако не надо забывать о том, что действие происходило в XVIII в., то есть, в период расцвета крепостного строя, когда продажа крепостных людей была нормой и Суворов даже при всем своем желании не мог бы эти порядки изменить.
Принятая при Императрице Екатерине II форма крепостного права по прусскому и польскому образцам была вызвана необходимостью заселения пустынных земель Новороссии, присоединенных в конце XVIII века, на которых проживало лишь 150 тысяч человек, а к началу XIX века уже около 3 млн переселенных из центральных районов России.
Тем не менее и тогда в деревнях и городах шла нормальная жизнь, люди встречались, знакомились, создавали семьи, рожали детей. В некоторых деревнях вполне могла возникнуть ситуация, когда количество молодых неженатых мужчин превышала число молодых девушек – потенциальных невест. Подобный дисбаланс между мужчинами и женщинами возникал в разное время и в разных местах, например при колонизации европейцами земель Нового Света или при заселении русскими Сибири. Эту проблему приходилось решать и делалось это по-разному – в одних случаях мужчины-переселенцы женились на местных девушках, в других девушек специально привозили (так иногда делали англичане и французы в своих колониях). В России, если в деревнях не хватало невест, то их старались привезти из других мест, а учитывая, что значительная часть людей была несвободной, то их часто приходилось покупать у прежних владельцев[2].
Таким образом, не было ничего удивительного в том, что А. В. Суворов пытался помочь своим крестьянам в женитьбе и иногда сделать он это мог только купив необходимое количество молодых девушек, другого способа просто не было. В противном случае, часть крестьян просто не имела бы шансов на создание семьи, что в те времена для большинства людей было трагедией.
Источники:
1. Петрушевский А. Ф. Генералиссимус Князь Суворов / А. Ф. Петрушевский. – М.: Культурно-Просветительный Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2016
2. Рыбкин Н. Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная деятельность. По вновь открытым источникам за 1788 и 1797 годы и местным преданиям его вотчин / Изд. Н. Рыбкин. - Москва : тип. Ф. Иогансон, 1874
[1] Рыбкин Н. в своей книге использовал большое количество исторических источников: писем, распоряжений А. В. Суворова и различных свидетельств современников, сохранившихся в местных преданиях, что позволяет получить наиболее полное представление о жизни А. В. Суворова в своих имениях.
[2] Проблема того, достаточно ли в данной местности невест или женихов никогда не считалась только личной проблемой отдельных людей. Практически во все времена государство считало своим долгом помочь людям в создании семей, для этого предпринимались различные меры – завозили невест, давали деньги молодым семьям, в т. ч. при рождении детей. Точно также в условиях крепостного права, поступали и хорошие хозяева, владевшие большим количеством крепостных душ.
Можно еще добавить, что выбор невест или женихов в XVIII веке часто решался родителями, причем как в крестьянских, так и в дворянских семьях. Крепостные крестьяне и дворовые люди еще должны были получить разрешение от помещика. Ни о каком насилии здесь речи не может быть – это была традиция, против которой ничего не имели против и сами молодые.
Байбиков В. Ю., кандидат исторических наук