Владимир Путин подписал указ, разрешающий иностранцам служить по контракту в Российской Армии. Этот указ вызывает весьма неприятные исторические ассоциации и заставляет серьезно задуматься о возможных последствиях для боеспособности наших Вооруженных Сил.
Если обращаться к истории, то сразу же вспоминаешь гибель Римской империи. Великий Рим погиб, когда римляне перестали считать службу в знаменитых римских легионах почетной обязанностью и долгом гражданина, предпочитая развлекаться, требуя от правителей «хлеба и зрелищ», в армию стали набирать из варваров – германцев, галлов. С этого и началось падение Рима, которое закончилась разграблением «вечного города» и гибелью государства.
К тому же в России никогда не было наемной армии. Конечно, военных специалистов привлекали в войска Московского государства, начиная со времен Бориса Годунова, в царствование Государя Алексея Михайловича иностранцев призвали для создания рейтарских и солдатских полков «нового строя». Вспомним знаменитого Патрика Гордона, Франца Лефорта. Но наемных армий в отличие от Европы в России никогда не было. Государь Петр Алексеевич, пользуясь услугами иностранцев, создает современную регулярную армию по европейскому образцу, но глубоко национальную по духу. Все военные историки признают, что Царь Петр сознательно создавал именно национальную Русскую армию, опираясь на лучшие качества русского воина. Победоносные петровские традиции продолжили Петр Алексеевич Румянцев и Григорий Алексеевич Потемкин, а в полной мере заветы Петра Великого воплотили Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов и непобедимый адмирал Федор Федорович Ушаков. В армии Российской империи служили замечательные генералы и офицеры иностранного происхождения, самый известный, пожалуй, прославленный Михаил Богданович Барклай Де Толли, по происхождению шотландец. В основном это были немцы, которые очень легко вливались в ряды русского воинства, многие из них принимали православие и становились обычными русскими людьми. Но были в армии и особенно на флоте и остзейские бароны из Прибалтики, которые также верно служили России. Среди обрусевших немцев немало доблестных русских воинов, геройски сражавшихся за Отечество. Были среди славных русских полководцев и грузин Петр Иванович Багратион, и серб по происхождению Михаил Андреевич Милорадович, но все они себя считали русскими и глубоко, всем сердцем любили свое Отечество – Россию. При этом полки Русской армии всегда формировались из русских людей: великороссов, малороссов и белорусов. И это определяло дух Русской армии и ее традиции. Инородцев не призывали до ХХ века. Вспомним, в прославленном на Кавказе драгунском Нижегородском полку среди офицеров служили многие представители грузинских княжеских фамилий, но солдаты были все русские, Армия Российской империи всегда оставалась Христолюбивым Русским воинством и была сильна, прежде всего, своим боевым духом. А этот дух самоотверженности, стойкости, готовности положить душу «за други своя», был воспитан в русских людях Православной Церковью.
Продолжались русские воинские традиции и в Красной Армии. Попытка формировать национальные дивизии провалилась. К сожалению, во время Великой Отечественной войны если среди пополнения большинство составляли выходцы из среднеазиатских республик, то части отличались низкой боеспособностью. Конечно, для этого было много объективных причин, но это было так. Маршал Баграмян требовал, чтобы среди пополнения его дивизий не менее половины составляли славяне. Это говорится не для того, чтобы кого-то обидеть. Среди Героев Советского Союза немало грузин, армян, казахов, киргизов и узбеков. Но факт остается фактом. Не случайно немцы называли их всех русскими солдатами. Они понимали, что сражаются с Русской армией, а германские генералы писали, что в этой войне столкнулись все с тем же русским солдатом, которого хорошо знали по прошлым войнам – храбрым, выносливым и стойким. В Афганистане в составе подразделений Советской армии также часто отважно и храбро сражались и таджики, и казахи, и другие, но все же основная боевая работа лежала на русских, украинцах, белорусах. И сегодня в Таджикистане в подразделениях 201-й дивизии есть таджики, но высокая боеспособность дивизии держится на офицерах и бойцах из России, а не контрактниках из местного населения. Что говорить, если еще в середине 70-х в Советской армии мне приходилось слышать от старших офицеров озабоченность тем, что когда через два десятка лет каждый третий призывник будет из Средней Азии, то это создаст сложности не только в работе с личным составом, но и более серьезные проблемы.
К тому же, сегодня в России весьма напряженные межнациональные отношения, очень серьезную угрозу безопасности страны представляет исламский экстремизм, этническая преступность, люди недовольны огромным наплывом мигрантов. Тем более молодежь в среднеазиатских республиках за эти годы воспитывалась в духе очень далеком от советского интернационализма и веры в дружбу народов. Да и отношение к мигрантам в России не самое лучшее, и они это чувствуют. В Средней Азии очень активно действуют исламские экстремистские организации, вербуя сторонников. Эмиссары Хизб-ут-Тахрир действуют и среди диаспор в России. Спецслужбы раскрыли уже не одну ячейку этой организации в нашей стране. Кто может исключить, что среди мигрантов, решивших пойти на службу в российскую армию, не окажется тех, кто исповедует радикальный ислам? Поэтому, к привлечению иностранцев на службу по контракту в Российскую армию возникает множество серьезных вопросов.
К тому же, слова «Есть такая профессия – Родину защищать» - имеют очень глубокий смысл. Военная профессия не может быть приравнена к труду гастарбайтеров. Одно дело в нашей стране деньги зарабатывать и российское гражданство, а другое дело защищать Россию, когда необходимо отдать за нее жизнь. Мы знаем, что мотивация имеет огромное значение. Не секрет, что боевой дух некоторых «контрабасов» порой уступал боевому духу молодых ребят-срочников. На службу по контракту идут разные люди, а боевой дух часто бывает даже важнее профессионализма. Знаю, что об этом сегодня серьезно задумываются многие офицеры.
Вообще профессиональная армия и наемная армия – это две совершенно разные вещи. Но у нас в последние годы эти понятия пытались уравнять в сознании людей. Российская армия должна быть современной, мобильной, хорошо обученной и высокопрофессиональной. Но не наемной. Офицеры и контрактники должны быть хорошо обеспеченны, обладать социальными льготами, но обязательно нужно сохранить смешанный способ комплектования. В России должна быть всеобщая воинская повинность. Ведь стране необходим подготовленный мобилизационный резерв. Необходимо восстановить начальную военную подготовку в школах, наконец-то оказать государственную помощь тем, кто все эти годы без всякой поддержки создавал военно-патриотические клубы. Среди ополченцев Новороссиии чувствовалась значительная разница между успевшими послужить в Советской армии и теми, кто никогда не служил и был совершенно не подготовлен. Хотя во время боевых действий люди учатся очень быстро. Боевые действия в Новороссии с особенной отчетливостью показали, что значит на войне боевой дух и мотивация. Но и показали необходимость обязательной военной подготовки.
Демографическая яма в ближайшее время, конечно же, представляет серьезную проблему – в Российскую армию должно идти поколение ребят, которые родились в середине 90-х. А какая была рождаемость в те годы, мы помним. Проблему призыва, наверное, лучше решать увеличением срока службы – хотя бы до 18 месяцев, а лучше вернуться к двухлетнему сроку армейской службы. Мера непопулярная, но боеспособная Российская армия может отбить у наших противников желание воевать с Россией. А, если стране придется воевать, будет хуже всем – и ребятам, и их родителям. Это гораздо тяжелее, чем служить два года, какими бы ни были трудности армейской службы.
Для Российской армии сегодня боевой дух, готовность защищать Отечество не менее важны, чем модернизация вооружений и боевой техники. Изменение, оздоровление морального климата в стране после многолетнего либерального беспредела – стратегическая задача.
Конечно, в Российскую армию по контракту могут пойти служить и наши соотечественники, оказавшиеся волею судьбы гражданами других государств, но чувствующие свою принадлежность к Русскому миру. Мы видим, что в Новороссии за Русский мир сегодня сражаются добровольцы которые представляют не только все народы и этносы живущие в России, но воюют сербы, французы, немцы, испанцы, даже бразилец. Они хорошо понимают, какому врагу противостоят в этой войне. Цель нашего противника не Новороссия, не Украина, а Россия, которая стоит на пути нового мирового порядка. И задача хозяев киевской хунты разжечь пожар войны на нашей земле. Для этого они и привели к власти на Украине откровенных бандеровцев и неонацистов. Неужели в этой ситуации можно полагаться на наемную армию?
Главная задача сегодня дать понять большинству нашего народа уровень опасности, которая угрожает России, Русскому миру. Объяснить молодым людям простую истину – если вы не будете служить с оружием в руках, а надеетесь на жителей из соседних республик, то они и будут определять будущее страны и ваше будущее. Пример гибели великого Рима, когда граждане не хотели сами защищать свою страну, говорит о многом. Но для того, чтобы молодежь была готова защищать Родину, необходимо воспитывать детей в любви к своему Отечеству, а не на идеях комфорта, потребительства и поклонения «золотому тельцу», которые навязывали либералы обществу. А это невозможно без государственной идеологии, которая основана на единстве тысячелетней Русской истории и сопричастности молодого поколения к истории родной страны. В России необходимо сделать все, чтобы воинская служба воспринималась как священный почетный долг защиты Отечества, чтобы мальчишке было стыдно не служить в армии, как это было в наше время. И тогда разрешение иностранцам служить в Российской армии не будет вызывать в обществе беспокойство.