За минувшие полгода в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности прошло несколько мероприятий, посвященных обсуждению Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.
Неужели и в Церкви пьют? И даже батюшки бывают алкоголиками? Подобные вопросы часто приходится слышать от людей нецерковных. Может быть, даже чаще, чем о «попах на мерседесах» или «злобных старушках в храмах». Словно само по себе вхождение в Церковь избавляет человека от грехов, страстей и болезней. Конечно же, если человек живет духовной жизнью, участвует в церковных Таинствах, так и бывает, но ведь у каждого из нас свой путь, свой темп и своя глубина постижения истины. Многие приходят к вере, осознав собственное бессилие перед проблемой алкоголизма, но это – только первый шаг. Будут ли сделаны остальные? Милосердный и Любящий Господь всем желает спасения и исцеления, но мы часто оказываемся неспособны взять то, что Он дает, и забываем, зачем пришли в Церковь и чего здесь искали.
Людям, страдающим тяжелым биопсихосоциодуховным заболеванием под названием алкоголизм, забыть это намного сложнее. Тем, кто пьет и не считает себя алкоголиками, о духовном недуге напоминают друзья и родные, а те, кто осознал свою проблему и желает с нею справиться, сами не хотят забывать о ее существовании. В каком-то смысле память о болезни подобна памяти смертной – как только ее теряешь, духовная жизнь прекращается. Но и те, кто борется с недугом пьянства и те, у кого это пока не получается, придя в Церковь, как правило, из нее не уходят. Одни, не надеясь на свои силы, уповают на милость Творца, а другие находят двери в церковные сообщества трезвенников. И тогда евангельские слова: «будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30)» в немалой степени относятся и к ним.
То, о чем среднестатистический прихожанин предпочитает вспоминать непосредственно перед исповедью (собственных страстях, грехах и духовных болезнях), выздоравливающий алкоголик вынужден постоянно держать в уме, чтобы не сорваться. Он априори поставлен перед необходимостью расти духовно, хотя бы для того, чтобы не умереть от очередного запоя. А запой неизбежно наступает, если человек не возделывает свою душу. Но именно эта необходимость, реализованная в церковном сообществе, нередко становится привычкой, и духовное делание, которое для многих из нас является, увы, теорией, алкоголик, желающий освободиться от своего греха, деятельно воплощает на практике.
Русская Православная Церковь, имея тысячелетний опыт брани со страстями, всегда помогала страждущим от недуга винопития. Историю вопроса сегодня не обходят вниманием православные издания, особенно на волне обсуждения готовящегося церковного документа об утверждении трезвости и профилактике алкоголизма, темы которого специалисты обсудили на круглом столе в Издательском Совете Русской Православной Церкви 25 октября 2011 г.
Самая, пожалуй, дискуссионная тема этого документа – это трезвость духовенства. И даже при том, что никто не говорит о введении принудительной трезвости или «сухого закона» в Церкви (кроме тех, кто намеренно искажает смысл происходящего), тема эта так взволновала общественность, что некоторые моменты все же требуют разъяснений. Помощь химически зависимым людям (наркоманам, токсикоманам, алкоголикам и тем, кто не может обойтись без лекарственных препаратов, изменяющих сознание) Церковь в нашей стране начала оказывать сразу после падения режима официального атеизма. В настоящее время действуют многочисленные клубы, общины и братства трезвости, группы само- и взаимопомощи; реабилитационные центры. Сегодня среди главных задач церковного документа по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма – объединение усилий здоровых сил общества, просвещение духовенства и волонтеров, работающих с алкоголиками, придание официального статуса сообществам и людям, занимающимся этой проблемой на церковной ниве, координация работы епархиальных и приходских организаций и др.
Острейшей проблемой, из числа тех, что нашли свое отражение в документе, является собственно профилактика алкоголизма. Пожар легче предотвратить, чем потушить – эти слова в полной мере относятся к алкогольной угрозе, нависшей как над обществом в целом, так и над отдельными людьми. Чтобы алкоголизм не развился, современному человеку надо прикладывать усилия. Чтобы не стать алкоголиком, приходится противостоять системе, которая, хочется верить, сложилась в обществе стихийно. Вот ее признаки: сверхвысокое потребление алкоголя на душу населения; стереотипы, бытующие в обществе о пользе спиртного (алкоголь помогает при простуде и язвенной болезни, способствует снятию стресса и раскрепощению, избавляет от усталости и депрессии и т.п.); сложившийся в кино и средствах массовой информации образ мужественного, смелого и успешного героя, который непременно «закладывает за воротник»; необходимость (!) участия в мероприятиях на производстве и дома, которые не обходятся без алкогольных напитков... И как следствие: причина каждой пятой смерти в России и странах СНГ, по данным ВОЗ, так или иначе, связана с употреблением алкоголя, алкоголизм сегодня является одной из главных причин разрушения традиционного уклада жизни, глубокого кризиса института семьи, увеличения числа разводов и брошенных детей, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду, производственного травматизма и снижения темпов роста экономики. И если у человека на генетическом, духовном или ином уровне есть предрасположенность к появлению зависимости, ему бывает довольно сложно выжить в таком обществе. Благо если волевые качества или поставленная жизненная цель отвлекают его в молодые годы от алкоголя, но ведь внешние обстоятельства могут измениться, и тогда оставаться трезвым едва ли получится.
Профилактика алкоголизма предполагает наличие трезвой среды в обществе. Вот почему, чтобы выжить, нам необходим сегодня сегмент социума, где могли бы общаться, трудиться, развиваться и проводить досуг трезвые люди. И лучше, если такой сегмент будет состоять не только из выздоравливающих алкоголиков, прошедших тяжелый путь ошибок и падений, хотя они и яснее представляют, как именно могло бы существовать сообщество трезвых. Говоря словами Священного Писания: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18)». Появлению такого сегмента могла бы помочь появиться на свет Церковь. Очевидно, что спрос на него более чем велик, и священники, которые осознают необходимость трезвой жизни, есть. Их пока не так много, как того требует наша реальность, но еще меньше информации в открытом доступе о приходах, где они служат и о том, в какой именно помощи (в том числе и материальной) нуждаются при специфике своего служения. Возможно, поддержка духовенства, подвизающегося на ниве утверждения трезвости, могла бы заключаться в том, что трезвые приходы были бы отмечены неким специальным знаком, который информировал бы прихожан и священноначалие о том, что здесь занимаются профилактикой алкоголизма. Что в свою очередь предполагает наличие компетентного священника, разбирающегося в вопросах химической зависимости; действующую группу, клуб, общину или братство трезвости; квалифицированного психолога, в самом лучшем случае – работающий телефон доверия или горячую линию на приходском сайте; и… праздничную трапезу без спиртного.
Для чего это нужно? Для того чтобы семьи с алкогольной проблемой имели возможность выбрать, если так можно выразиться, «профильный храм» и получать духовную помощь от батюшки, который знает о том, что алкоголизм – это не только грех, но и заболевание, лечение которого требует профессиональных навыков. Ну а если говорить о личном примере трезвой жизни пастыря, то есть ли что-то более эффективное в деле профилактики алкоголизма? И хотя совершенно очевидно, что нет смысла обязывать всех священников не пить, трезвые приходы все же должны иметь некие привилегии. Хотя бы потому, что такое служение требует специальных знаний.
Появление трезвых приходов непременно привлечет внимание родителей, чьи дети-подростки находятся в «группе риска». Ведь праздники без спиртного, общение в коллективе, где к трезвости относятся как к нравственной ценности – это то, чего ищут современные люди для своих детей не менее упорно, чем хорошее образование или оплачиваемую работу. Территория трезвости непременно должна быть создана в пространстве Церкви еще и потому, что трезвость у большой части молодежи в нашей стране является одним из главных критериев оценки потенциального супруга. Но при этом молодые люди часто не имеют навыков общения, проведения досуга и праздников без алкоголя. Всему этому они тоже могли бы научиться у церковных людей, избравших своим служением утверждение трезвости.
Из истории вопроса
Стихийное движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью. В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...». Указ ободрил и сплотил православный народ, в России вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения торговли алкоголем. Доходы откупщиков стремительно понижались. Однако до победы над «зеленым змием» было еще далеко, поскольку государство было не столь заинтересовано в трезвости народа, как Русская Православная Церковь.
Настоящий расцвет русского трезвенного движения наступил после определения Святейшего Синода, которое подготовил в 1889 году обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (21.05.1827-10.03.1907). Этим определением Святейший Синод призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. В 1909 году был издан указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В том же году Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой «силою архипастырского влияния и власти» вменить вверенному им духовенству в обязанность «воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных». Как в прежних своих определениях, так и в определении 1909 года, Святейший Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле противодействия алкоголизму в России.
В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах.
Определением Святейшего Синода от 13-31 марта 1914 года было постановлено: «Установить на будущее время повсеместно в России ежегодный 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковный праздник трезвости». Этот всероссийский церковный праздник стал особым днем всенародного торжества православной трезвости в нашей стране.