Ранее сообщалось, что Священный Синод Албанской Церкви подверг критике решение Вселенского Патриарха о даровании автокефалии Православной Церкви Украины, на днях стал известен ответ Патриарха Варфоломея, в котором, в частности, иерарх прямо подтвердил, что претендует на свою исключительную роль в мировом Православии и считает себя вправе вмешиваться в проблемы других Церквей.
Комментируя изданию «Аргументы неделi» заявление патриарха Варфоломея, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов пояснил причины такой реакции со стороны Константинополя:
«То, что мы сейчас видим в реакции Варфоломея на позицию Албанской Церкви, свидетельствует о неадекватности и крайней раздраженности позиции патриарха Варфоломея. Данные действия обусловлены исторически папистскими настроениями. Считать себя непросто первым среди равных, а координатором, управляющим делами всех приходов во всех Церквях, является, на мой взгляд, неадекватным изначально в силу того, что исторически первое упоминание было об Антиохийской Церкви, которая сейчас восстановила своё историческое положение. По сути, Константинопольский патриарх выполнял функции турецкого министра по делам христиан. Этим, а также воспоминаниями о византийском прошлом, диктуются его неадекватные устремления в сегодняшний день. Еще одна причина действий патриарха Варфоломея – неспособность реализовать согласованный с американцами план крушения мирового православия.
На мой взгляд, происходящее показывает достаточно необычное явление в православном мире. В то время как весь светский мир, включая Европу, Латинскую Америку, многие страны Азии, фактически смирился со вторым пришествием неоколониализма в американском варианте, когда по сути дела все страны, включая страны Евросоюза, лишены суверенитета в пользу Америки, мир православия, несмотря на все внешние угрозы, финансовые посулы и давление административно-политическими методами, демонстрирует достаточную самостоятельность. Никто не ожидал, что Албанская Православная Церковь в мусульманской стране окажется гораздо более самостоятельной и принципиальной в вопросах веры, чем та же Константинопольская патриархия Турецкой Республики.
При том, что на сегодняшний день ни в Турции, ни в Албании нет признаков подавления прав православных христиан, в отличие от Украины. На Украине была сделана ставка не просто на раскол православия, а на взращивание плацдарма воинствующего языческого радикализма в христианской оболочке. Во многом этот план, очевидно связанный с кризисом политической модели Порошенко, ожидает крах, который, на мой взгляд, объясняется совершенно неожиданной для светской логики, но очень правильной и проверенной тысячелетиями верностью многих православных церквей православию, независимо от политических, финансовых и прочих искушений».