Предварительные итоги изучения устав не существующей церкви, который даровал Фанар, не вызывают удивления у разумных людей и недоумения – у тех, кто исповедует не Христа, а автокефалию.
Так, укро-СМИ с немалой долей недоумения убедились в том, что патриарха на Украине не будет, только митрополит, причем если на месте возникают проблемы, которые «могут сказаться на единстве Церкви», об этом надлежит сообщить Константинопольскому Патриарху, который «осуществит шаги по урегулированию ситуации» (очевидно, назначит его сам). Таким образом, так называемая ЕПЦ – не более чем митрополия в полном подчинении Константинопольского патриархата.
Еще несколько весьма примечательных формулировок.
ЕПЦ «неразрывно связана» с КП, а с другими поместными церквями – через него.
Фанар «дарует» автокефалию – и, соответственно, волен в любой момент ее отобрать (как это имело место с русским экзархатом в Западной Европе).
Право канонизации – отсутствует. «Кандидатуры» отправляются на утверждение в Стамбул.
Уставы лавр, монастырей, церквей и иных церковных единиц утверждает Фанар. Иными словами, все они перейдут под прямое управление КП.
По всем мало-мальским важным вопросам предписываться обращаться на Фанар, который сообщит все «необходимое» и не обязан пояснять свои решения.
Фанар – апелляционная инстанция. Любой архиерей, считающий себя обиженным, вправе жаловаться в Стамбул.
Нет, это совершенно не похоже на «дарование томоса», о котором твердят украинские власти, ничего не видя и не слыша? Особенно с учетом того, что все Церкви, ранее получавшие автокефалии, сами создавали свои уставы.
Заместитель главы ОВЦС УПЦ протоиерей Николай (Данилевич) немало удивляется: церкви еще нет, а устав есть:
«Это указывает на определенную зависимость или отсутствие независимости в этом процессе именно украинской стороны… пишут для Украины и говорят, как это должно быть».