В Русской Зарубежной Церкви решительно возражают против любых попыток найти общее между историей ее примирения с Московским патриархатом и нынешней ситуацией на Украине.
В РПЦЗ не видят ничего общего между преодолением раскола с РПЦ и самовольному «прощению» Филарета Денисенко и Макария Малетича. Вообще, история Православной церкви не знает случаев преодоления раскола путем его простой легализации.
«В наше время отдельные личности берут на себя смелость сравнивать Русскую зарубежную церковь с "филаретовцами" и "самосвятами". В отличие от Филарета Денисенко основоположники Русской зарубежной церкви не были осуждены общецерковным судом, лишены священного сана или преданы анафеме», - прямо заявил протоиерей Серафим Ган, управделами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь первоиерарха РПЦЗ.
Документы, которыми были оформлены решения о восстановлении единства, содержат прямое и четкое указание на то, что Москва признает каноничность Русской зарубежной церкви, созданной, к тому же, указом святого Патриарха Тихона.
Восстановление единства 2007 году не было «легализацией раскола», а взаимным признанием и возобновлением полноты братского общения. Что до клириков, которые в годы разрыва вышли из юрисдикции РПЦ без отпускных грамот, то они получили прощение своих бывших правящих архиереев, и были признаны в священном сане, подчеркнул отец Серафим.