Интерфакс со ссылкой на Анатолийской новостное агентство сообщает, что Высший Суд отказал группе мусульманских активистов в ходатайстве разрешить намазы в Святой Софии.
Отрадная новость, но, к сожалению, окончательную победу праздновать нельзя: как сообщает то же новостное агентство, отказ последовал вследствие:
- выявленным судом формальных недочетов в документе;
- того, что Айя София обладает статусом музея, а по турецкому законодательству любые богослужения в подобных заведениях запрещены.
Не исключено, что и формальные недочеты, и досадное «музейное» недоразумение могут быть устранены и тогда вряд ли что-то помешает дальнейшему осквернению Святой Софии.
С самого начала 2000-х годов администрацию Эрдогана бомбардируют просьбами рассмотреть вопрос о «наделении» Святой Софии статусом мечети.
Православный храм Святой Софии — Премудрости Божией, возведенный в VI в. при императоре Юстиниане, долгие века был основным храмом Византийской империи. Первое осквернение постигло храм в после падения Константинополя: в 1453 году к нему были пристроена четверка минаретов, по стенам развесили щиты с именами аллаха, Святая София стала Айя-Софией, и на протяжении пяти веков здесь находилась главной мечеть османской столицы. Лишь с приходом к власти великого секуляризатора Мустафы Кемаля Ататюрка (1935 год) Святая София стала музеем.
Но даже после воцарения секулярного режима попытки омуслимить Святую Софию не прекращаются: в ответ на признание германским бундестагом геноцида армян турецкие власти сочли адекватной реакцией в течение рамадана проводить в храме утренние намазы, транслируемые, к тому же, в прямом эфире. Это было расценено как оскорбление не только православными. Ведь Святая София была возведена до Великой схизмы, до падения Западной Римской империи, до разделения Римской империи на Восточную и Западную – значение Святой Софии для всех христиан трудно переоценить. К сожалению, единственный в настоящее время Союз Спасения Святой Софии находится под предводительством людей, которые прямо указывают на свое равнодушие не только к православию, но и к христианству вообще, и дело спасения Храма для них – не более чем вопрос принципа. Впрочем, такая хрупкая преграда на пути намазов в Св. Софии – все равно преграда.