Проповедь христианства в Сибири и части северо-восточной Америки было уникальным в своем роде явлением. Этот делание совершалось на протяжении многих столетий. Иногда миссионерская деятельность начиналась после присоединения к Русскому государству новых земель, иногда и опережала государство. Причем, христианское просвещение коренных народов Сибири и Дальнего Востока рассматривать как элемент их колонизации нельзя. Прежде всего, это делание является исполнением апостольской миссии Церкви, свободной от служения политическим целям государства.
Наибольший вклад в деле евангельской проповеди на востоке Российской империи внесли следующие иерархи-миссионеры: Филофей Лещинский, Иннокентий Иркутский, Иоасаф Камчатский и Иннокентий Московский. Последний по праву именуется апостолом Сибири и Аляски.
Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился в 1797 году в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, в семье бедного пономаря. Он окончил Иркутскую духовную семинарию, где заложил богословский и филологический фундамент для будущей миссионерской деятельности. Вступив в брак, он несколько лет служил сначала диаконом, потом священником в Благовещенском храме Иркутска. В 1823 году отец Иоанн откликнулся на предложение правящего архиерея и отправился на тогда еще русскую Аляску возвещать Благую весть непросвещенным еще народам.
Во время своего равноапостольного служения, отец Иоанн кроме научения коренных жителей Америки истинам Христовой веры, обучал их ремеслам, готовил из них кузнецов, плотников, каменщиков. Для большего успеха миссии он изучил алеутский язык и перевел на него Евангелие от Матфея, Катехизис и Букварь с важнейшими молитвами. Также отец Иоанн написал «Указание пути в Царствие Небесное», глубоко осмысленную книгу, научавшую новокрещеных правилам христианской жизни.
Более четверти века прослужил в сане священника отец Иоанн на Алеутских островах. После кончины своей супруги он принял монашество с именем Иннокентий и был посвящен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Свое епископское служение владыка Иннокентий начал с открытия новых приходов и рукоположения для них священников. Своей главной задачей святитель считал возобновление миссии, начатой предшественниками, организацию и упорядочение церковной жизни, утверждение проповеди на понятном для туземцев языке.
С переводом кафедры в Якутск, святитель Иннокентий, несмотря на преклонные лета, постоянно предпринимал путешествия по своей теперь еще более расширившейся епархии, подвергая себя различного рода лишениям и опасностям. Так, находясь в Аянском порту, он едва не был взят в плен англичанами, воевавшими тогда с Россией. В 1868 году, после кончины святителя Филарета (Дроздова) преосвященный Иннокентий был назначен на Московскую и Коломенскую кафедру.
Огромен ареал апостольской деятельности святителя Иннокентия. Он охватывает Восточную Сибирь, Амурский край, Дальний Восток, Камчатку, Курильские и Алеутские острова, Чукотку и Аляску. Свет Евангелия просвещал алеутов, колошей, курильцев, кадьяков, эскимосов, кентайцев, чугачей, камчадалов, олютоцев, коряков, чукчей, тунгусов, якутов, нигидальцев, китайцев, монголов, манчьжуров, самогирцев, гольдов, гиляков и другие народы.
Так, благодаря проповеди сына простого сельского пономаря, митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, народы Америки, Сибири и Дальнего Востока были приобщены к вечной божественной благодати, проводником которой в жизни мира является Церковь.