В постсоветской России все большее влияние приобретает неоязычество, основывающееся на мифах, отрицании истории, и зачастую – агрессивном отношении к существующей власти, нашему Отечеству и Православной Церкви. Этой опасной идеологией, как правило, заражаются молодые люди, которые благодаря реанимированным древним языческим верованиям вступают в конфликт с современным обществом, вместо того, чтобы приносить ему пользу.
Деятельность неоязыческих сект и группировок заметно активизировалась с начала конфликта на востоке Украины, вопрос об их влиянии в России стоит намного острее. И все чаще священнослужители, общественные деятели и историки обращаются к этой проблеме, чтобы проанализировать нежелательное явление и выработать противоядие. На днях в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась видеобеседа «Христианские праздники: язычество и вера», приуроченная к празднованию 1000-летия со дня преставления князя Владимира. Поводом для ее проведения стало и начало Великого Поста, соблюдаемого большинством православных верующих. Основными темами дискуссии стало современное значение и понимание православных праздников, проблема неоязычества, сочетание языческой и православной традиции, способы данного взаимодействия, а также их влияние на нравственное и духовное состояние общества.
Игумен Хризастон (Елисеев), преподаватель Российского православного университета:
– Языческая вера была страшным явлением, подразумевавшим убийства и жестокость. Но в нынешнем обществе в большинстве своём язычество потеряло былой смысл, сегодня мы воспринимаем его как прыжки через костёр и традиционные блины с чаем.
Игумен Хризастон напомнил, что князь Владимир был реформатором во всём и провел первую религиозную реформу в 983 году, упорядочив языческий пантеон. В качестве главного бога был утвержден Перун – божество огня, грозы, молнии, войны. Однако Владимир понимал, что насилием и политической волей людей объединить было нельзя. Требовалось заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией.
Об опасности обрядоверия в ходе видеобеседы говорил и руководитель Школы Православного миссионера при Синодальном Миссионерском отделе Московского Патриархата Александр Люлька. Он отметил, что христианству это глубоко чуждо, не стоит придавать обрядам ложное значение.
– Догматику нужно уметь отделять от второстепенного. Вероучение является главным в Церкви.
23 февраля начался Великий пост, который продлится до 11 апреля. Изначально пост предназначался не христианам, а язычникам, которые хотели принять крещение (обряд совершался только несколько раз в году). Сегодня этой традиции – соблюдению поста – придерживается большинство православных верующих.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района, протоиерей Валериан Кречетов:
– Пост – это установление божественное, а не человеческое, потому что первый, самый легкий пост был дан Адаму и Еве. В первые дни поста это все напоминается, Бог сказал им: все ешьте, но от одного дерева не вкушайте. Это и был самый первый пост, который был дам Адаму и Еве как младенцам духовным, чтобы они укрепляли свою волю в исполнении заповеди Божьей. Поэтому когда говорят, что пост придумали люди, это не так, это просто неосведомленность или безграмотность. Пост – это духовная сущность, которая взята для тренировки сущности телесной. Пост был освящен самим Богом, сыном Божьим, он постился сорок дней, об этом знают все православные.
Также протоиерей Валериан сказал, что для того, чтобы научиться свободе, нужно преодолеть страдания, дискомфорт, определённые ограничения. Однако и сегодня людям не так просто отказаться от вкушения многих продуктов, даже масла. Все уставы православной церкви пропитаны любовью, в том числе и к телу, но баловать его нельзя. «Больше радости – у постящегося, ведь пост – это не ущемление, наоборот, он даёт жить полной жизнью» – подчеркнул протоиерей Валериан. «Телесный пост имеет конец, а духовный не отменяется никогда».
Елена Сенаторова, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:
– Некоторые христианские праздники могут стать красными днями календаря, выходными днями. Потому что пост – это не время особенного питания, а единство духовного и телесного воздержания. Во время поста происходит очищение разума и сердца.
По словам депутата, в её семье соблюдают все четыре поста.
– Это неслучайно. Будучи депутатом от Белгородской области, могу сказать, что в каждом селе у нас есть храмы, в этом я вижу большую роль государства и бережное отношение к религии. Пост – это восхождение к Богу. Такие праздники нас сплачивают, это праздники души, но идеи эти должны проходить через народ.
В ходе видеобеседы Александр Люлька отметил, что нынешний экономический кризис в России и во всем мире сталкивает нас с необходимостью самоограничения. И легче сегодня тем людям, которые привыкли к самоограничениям.
– Русь на протяжении всей своей долгой истории борется за существование, при этом мы являемся самой богатой страной в мире, занимаем одну шестую часть суши. Но сегодня какая отрасль, прежде всего, показывает экономический рост? Строятся именно церкви, золотятся купола.
По словам Александра Люльки, хотя бы 40 дней в году нужно жить по-христиански, то есть соблюдать пост, так человеку и открывается Бог. В этом своеобразный ответ на вопрос о существовании Бога.