Может ли быть Орден разменной монетой в политических дискуссиях?
В наше время государство награждает орденами в основном военных и чиновников. Редко услышишь, что наградили какого-то предпринимателя, разве что олигарха. Рабочих и крестьян сейчас тоже редко награждают. Государственный орден сегодня прерогатива чиновника гражданского или военного. Может быть, поэтому многие общественные организации, да и Православная Церковь награждают орденами тех, кто достоин такой награды, но в силу сложившегося порядка, государственные ордена незаслуженно не получает.
Как мы знаем, в Российской Империи орденами награждали министров, и чиновников, и служащих, и предпринимателей, и даже простых учителей. Теоретик космонавтики Константин Эдуардович Циолковский был награжден орденами святой Анны и святого Станислава не столько за свои научные достижения, сколько за успешные труды на ниве отечественного просвещения.
Лишение кавалера ордена его награды было совершенно исключительным событием, и допускалось только в исключительных случаях, когда награжденный совершал особо тяжкое уголовное преступление либо был повинен в государственной измене. После суда и ссылки в Сибирь орденов был лишен Князь Александр Меньшиков. Были вполне заслуженно лишены орденов предатели-клятвопреступники декабристы, позднее — генерал Стессель, предательски сдавший Порт-Артур во время японо-русской войны 1904-1905 годов, вице-адмирал Небогатов, поднявший белые флаги на подчиненных ему кораблях во время героического Цусимского сражения в мае 1905 года.
Так и в наше время, в соответствии с действующим законодательством, приговаривая к наказанию за особо тяжкие преступления, суд может применить меру лишения государственных наград, что, наверное, в определенных случаях может быть справедливо, если сам приговор справедлив (а в наши дни это бывает далеко не всегда).
Увы, порой традиции награждения орденами не соблюдаются. Бывают случаи и совсем из ряда вон выходящие.
Стоит вспомнить печальный пример, когда Русская Православная Церковь Заграницей в 2010 году наградила Константина Душенова орденом в честь святого Царя мученика Николая за труды во славу Православной Церкви. Однако, вдруг, по прошествии трех или четырех месяцев представитель Зарубежной Церкви заявил, что он этой награды лишается. За это время Константин Душенов не совершил государственной измены, не был отлучен от Церкви, вообще не совершил никаких проступков, хотя в отношении него и велся несправедливый клеветнический уголовный процесс по печально известной антирусской 282 статье Уголовного кодекса. О процессе было достаточно широко известно, многие православные поддерживали Константина Душенова и молились за него, осознавая незаконность и несправедливость дела и вынесенного приговора. В то же время, по меркам УК, приговор был не особенно тяжкий: 3 года колонии-поселения. И хотя Константин Душенов пережил их тяжело, но даже по российским законам он не мог быть лишен какой-либо государственной награды. Так что представители Зарубежной Церкви явно погорячились. Я знаю некоторых людей, которые в связи с этим событием отказались от предложенного им Зарубежной Церковью ордена в честь Императора Николая II именно потому, что не считали возможным принять награду, которая, прости Господи, могла быть разменной монетой в политической дискуссии.
Недавно с удивлением узнал о новом шаге представителей Зарубежной Церкви, лишивших ордена Святителя Иоанна Шанхайского человека, не совершившего вообще никаких преступлений.
В 2016 году Русская Православная Церковь Заграницей наградила Наталью Поклонскую (тогда прокурора Крыма) за ее труды и подвиги по прославлению святого Царя мученика Николая орденом Святителя Иоанна Шанхайского. Это была заслуженная, достойная награда, поднимавшая авторитет священнослужителей, награждавших госпожу Поклонскую — патриота, искреннего православного верующего человека. Тем более удивительно было узнать о том, что чиновники наградного отдела Русской Православной Церкви Заграницей вновь решили «поиграть» с наградами. Недавно они заявили, что Наталья Поклонская не имеет права носить орден святителя Иоанна Шанхайского, потому что высказала критику в адрес Марии Владимировны, возглавляющую одну из ветвей Дома Романовых. Что же получается? Награда наша — хотим даем, хотим забираем?
Для истории России беспрецедентный случай, когда православного ордена пытаются лишить за словесную критику другого члена Церкви. Даже не вдаваясь в подробности причин, можно сказать, что наградной отдел Русской Православной Церкви Заграницей явно вынес ошибочное и, я бы даже сказал, несерьезное решение.
Мария Владимировна может быть удостоена высокой похвалы за ее отказ признавать «екатеринбургские останки» в 1998 и в 2007 году — вместе с Тихоном Николаевичем и Ольгой Николаевной Куликовскими-Романовыми она поддержала позицию Русской Православной Церкви по непризнанию ложных останков, хотя представители других ветвей Дома Романовых поверили Правительственной комиссии во главе с известным либералом Борисом Немцовым, утверждавшим, что это якобы Царские останки. Мария Владимировна достойно и настойчиво добивалась реабилитации Царской Семьи. Именно по ее заявлению 1 октября 2008 года Верховный суд России вынес постановление о реабилитации Царской Семьи, указав в нем, что виновными в цареубийстве и детоубийстве являются председатель Совнаркома Владимир Ульянов (Ленин), председатель ВЦИК Яков Свердлов, а также члены Уралсовета Шая Голощекин, Янкель Юровский, Пинхус Войков, что убийство Царской Семьи было одобрено 18 июля 1918 года соответствующими постановлениями большевицкого Совнаркома и большевицкого ВЦИКа, за что все члены этих органов несут несомненную ответственность и перед законом, и перед Богом.
Многих православных разочаровала позиция Марины Владимировны, которая, осудив клевету и ложь в фильме «Матильда», вдруг заявила, что фильм запрещать нельзя, потому что он от запрета он якобы приобретет большую популярность.
Несомненно, это не так. Распространение гадкой и подлой клеветы и, можно сказать, богохульства подлежит пресечению по законам Российской Империи, по законам Божеским и человеческим. И показ фильма «Матильда» лег тяжким грехом на всех тех, кто допустил его или не сопротивлялся ему, и даже на всех, кто смотрел этот фильм (кроме, пожалуй, только специалистов-экспертов, смотревших фильм для составления экспертиз).
«Не прикасайтесь к Помазанным моим и во Пророцех моих не лукавнуйте» — глаголет Господь в Священном Писании.
Мы все, русские православные люди, должны приносить достойные плоды покаяния в грехе наших предков, допустивших действием или бездействием отвержение Царя мученика от Престола и последующее его злодейское убийство. И хотя убийцы были нерусскими людьми, однако русские православные люди не смогли освободить Царя из заточения, вернуть Его на Престол и не допустить убийства Царской Семьи.
И сегодня, несмотря на то, что убийцы названы убийцами, в честь этих богоборцев и цареборцев названы области, города, улицы, а памятники им стоят в тысячах городах и сел. И и этот грех уже лежит не только на наших предках, а на ныне живущих поколениях, на всех нас.
Поэтому критика позиции Марии Владимировны, которая искренне и от сердца была высказана Натальей Поклонской, вполне справедлива вне зависимости от статуса и регалий критикуемого лица.
Ссылка наградного отдела РПЦЗ на то, что Святитель Иоанн Шанхайский почитал отца Марии Владимировны Владимира Кирилловича как Главу Дома Романовых, сама по себе никак не может служить основанием для лишения награды в честь имени Святителя Натальи Владимировны по одной простой причине: сам святитель Иоанн Шанхайский несомненно обличил бы любого человека, не поддержавшего запрет богохульного, клятвопреступного и клеветнического фильма «Матильда». А вывод на экраны фильма «Матильда» и даже публичное одобрение такого вывода можно рассматривать как соучастие в грехе клятвопреступления и попустительства духовного цареубийства.
Следует иметь ввиду, что ни Марии Владимировне, ни ее отцу, ни сыну русский народ не приносил присягу на верность и, в подавляющем большинстве своем, воспринимает их теоретические претензии на русский Престол как безосновательные, по законам ли Российской Империи, или по законам духовным. Здесь можно вспомнить и морганатические браки, но самое главное — то, что дед Марии Владимировны, Великий Князь Кирилл Владимирович нарушил присягу Императору Николаю Александровичу, снял без приказа вверенный ему Гвардейский экипаж с охраны Александровского дворца в Царском Селе, где находилась Семья Императора во время февральского клятвопреступного бунта 1917 года и в определенном смысле вошел в союз с Михаилом Родзянко и другими преступниками-февралистами для свержения Царя с прародительского Престола. Многие считали, что последующие его заявления на эту тему в эмиграции больше напоминали оправдания, чем покаяние.
Против показа фильма «Матильда» публично выступили более 30 архиереев Русской Православной Церкви, сам Патриарх Кирилл заявил о недопустимости показа подобных фильмов. Поэтому позиция наградного отдела зарубежников явно не совпадает с позицией Святителя Иоанна Шанхайского, который почитал Царя мученика Николая святым и обличал русский народ в грехе клятвопреступления и попустительства Цареубийству. Он говорил: «Великий грех - поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной...»
Святой угодник Божий, Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, моли Бога о нас и дай нам силу и веру принести всенародное покаяние в год столетия мученической кончины Царственных Страстотерпцев! Аминь.
Президент Русского культурно-просветительного
фонда имени святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий