Много лет подряд я езжу к товарищу на дачу, что находится недалеко от Калязина. И каждый раз проезжаю через село Спас-Угол. Для меня это место было отметкой, реперной точкой на пути – до дачи товарища ровно пятьдесят километров.
Конечно, я знал, что Спас-Угол – это усадьба Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Хотелось как-нибудь при случае сделать остановку, погулять, музей посетить, но недосуг было, проезжал её то ранним утром, то поздним вечером. А вот в этом году, случилось так, проезжал это место днём. Мало того: совсем недавно перечитал с удовольствием некоторые произведения Михаила Евграфовича, к тому же на этот год выпала сто двадцать пятая годовщина смерти великого писателя. И проехать мимо Спас-Угла я не мог.
7 мая, ровно в два часа дня я поставил авто на небольшой площадке в селе Спас-Угол у магазина, рядом с памятником писателю. День был ясный, солнечный, не по-майски жаркий. Иду к храму Преображения Господня. Вижу на двери храма табличку – «Музей». Однако дверь на замке. Обхожу церковь стороной. Ещё одна табличка – «Вход в храм». Подхожу к двери, но и на ней замок. «Вот так, - думаю, - не ждали меня тут». Да и не только меня. Ещё одна машина остановилась невдалеке. Вышли из авто люди, с детьми и собакой тощей, у дверей храма потолкались, да и поехали дальше. Я уезжать не торопился. Видами вокруг залюбовался. Где-то внизу, под горкой тенистой, средь ив древних, ручей бежит. Соловьиные трели, немного ленивые, с долгими паузами, звучали оттуда. А за ручьём – поля, поля… День становился всё жарче. Ни машин на шоссе, ни людей у магазина и во дворах старых изб. Я шёл от храма к машине и вдруг вспомнил вдруг небольшой текст из романа Михаила Евграфовича, к месту оказавшийся:
«Жаркий июльский полдень. На Дубровинской барской усадьбе словно всё вымерло. Не только досужие, но и рабочие люди разбрелись по углам и улеглись в тень. Собаки раскинулись под навесом громадной ивы, стоящей посреди красного двора, и слышно, как они хлопают зубами, ловя в полусне мух. Даже деревья стоят понурые и неподвижные, точно замученные».
Ничего не изменилось с тех пор здесь. И дорога – дыра на дыре. Храм на замке, а магазин работает круглосуточно. С чувством грусти покидал я Спас-Угол. Когда храм скрылся в дали за поворотом, мне опять Салтыков-Щедрин напомнил:
«Мне что Горюшкино! Мне, пожалуй, и ничего не надо! Было бы на свечку да на маслице – вот я и доволен!»
Остальные фотографии можно посмотреть в фотогалерее.