В Государственную Думу внесен и рассматривается проект закона "О меценатстве и благотворительности". Он должен избавить от уплаты налогов различные организации и представителей бизнеса, занимающихся благотворительной деятельностью.
МВ попросили высказать свое отношению к принятию этого закона Ирину Антонову, Директора ГМИИ им. Пушкина.
- Ирина Александровна, нужен ли такой закон России?
- Безусловно, нужен. Он назрел и перезрел. По моему мнению, он должен был бы быть принят лет двадцать назад.. Сегодня Россия чуть ли не единственная страна, где благотворительность облагается налогом. И это значит у меценатов нет стимула для оказания финансовой помощи культурным, просветительским, детским учреждениям. А ведь желающих финансово поддерживать культурные учреждения в нашей стране хватает, но сегодня их всех отпугивают непомерно высокие налоги.
- Но ведь чего изобретать велосипед, можно просто изучить опыт западных стран, не правда ли?
- Хороший вопрос… Правительство США, например, в сферу культуры вкладывают по минимуму. Там масса спонсоров, меценатов, которые выделяют на эти цели приличные суммы, не облагаемые налогом. У них это считается почетным делом. Я была во многих странах, и там эти системы очень развиты, помогая жить музеям. В новый комплекс современного искусства в Нью-Йорке, например, было вложено порядка 700 млн долларов частными людьми. В Европе патронат над культурой со стороны бизнеса – тоже нормальное явление. На деньги частных спонсоров существуют около 30% европейских культурных заведений.
- А в России все же есть спонсоры культуры?
- Желающие поддержать культуру у нас есть, но их отпугивают нынешнее законодательство и непомерные налоги. Насколько мне известно, в нашей стране многие государственные культурные учреждения не обходятся без финансирования со стороны. По некоторым оценкам, доля спонсоров составляет от 30 до 80%. Но она касается лишь самых крупных музеев и театров. Кстати, даже бюджет Большого театра примерно на 10% состоит из спонсорских взносов…Наш музей тоже поддерживают некоторые меценаты, но постоянных спонсоров, как, скажем, в Америке, ни у одного из наших музеев пока нет. Отечественные спонсоры дают финансовую помощь под конкретные проекты: нравится им какая-то книга или выставка – выделяют необходимые средства.
В России много обеспеченных людей, кому это интересно. Часто это очень образованные, грамотные, они сами собирают свои коллекции, открывают частные музеи. Но с ними никто не работает на государственном уровне. Вот почему столь важно принять этот закон и начать выстраивать новую политику с попечительскими советами, меценатами, благотворителями, спонсорами.
Справка МВ:
О необходимости принятия закона о меценатстве в России речь идет уже на протяжение 15 лет, но дело заканчивалось одними разговорами. Первая попытка принять его предпринималась еще в 1997 году, но безрезультатно.
Сегодня вести меценатскую деятельность в России крайне невыгодно, поскольку благотворительные взносы расцениваются как коммерческая деятельность. Они облагаются налогами: 18% – НДС и 24% – налог на прибыль. Причем тут налог на прибыль, даже сами депутаты Госдумы объяснить не могут. Ведь никакой выгоды, кроме имиджевой, эти вложения меценатам не приносят. Поэтому и неудивительно, что тех, кто спонсируют музеи и театры, не так уж и много.
Как уверяют чиновники, на этот раз закон будет принят уже в самое ближайшее время. Авторы законопроекта, среди которых режиссёр Станислав Говорухин, отмечают, что его цель – создание благоприятных условий для возрождения и развития меценатской деятельности в России, привлечения частных инвесторов для сохранения культурных ценностей страны.