Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, комментируя протестное движение оппозиции последних месяцев, в очередной раз разоблачил истинные цели определенных сил за границей, которых не устраивает мирный ход митингов в России. Патрушев выразил уверенность, что эти зарубежные круги заинтересованы в обострении общественно-политической ситуации в стране. Подвержен пагубному западному влиянию и Рунет - блогосфера и социальные сети, заявил секретарь Совбеза.
Напомним, что власти в качестве одной из мер сдерживания протестного пыла сторонников оппозиции вводят скандальный закон о штрафах за нарушения на митингах. Теперь штраф в размере 300 тыс. рублей будет грозить в том числе тем интернет-пользователям, которые напишут о месте и времени акции протеста, если она закончится беспорядками.
"Российская блогосфера также подвержена внешнему влиянию, направленному на создание и поддержание постоянного напряжения в обществе. Пользуясь свободой интернета в нашей стране, с зарубежных площадок распространяются различные политические спекуляции, призывы к несанкционированным протестам", - заявил Патрушев "Интерфаксу". Он обвинил заинтересованные в подрыве стабильности силы в том, что ради достижения своих целей они обвиняют российские власти в различных грехах, а "борцов с режимом", совершающих противоправные действия, зачастую приравнивают к политзаключенным и объявляют "узниками совести".
При этом Патрушев не имеет ничего против мирных митингов, ведь "народные гулянья" и создание уличных лагерей "свидетельствуют о небезразличном отношении российских граждан к происходящим в стране процессам". Но эти акции должны проходить в рамках закона, напомнил секретарь СБ. Когда действия митингующих представляют угрозу обществу, они должны пресекаться правоохранительными органами.
В качестве опасных ситуаций Патрушев привел случаи, когда под лозунгами отстаивания гражданских свобод нарушается общественный порядок, звучат призывы к массовым беспорядкам, насильственному изменению государственного строя, совершаются провокации, как это произошло в Москве 6 мая 2012 года на "Марше миллионов".
О происках Запада и заинтересованности иностранцев в подрыве стабильности Патрушев говорит не в первый раз. Так, в январе в разгар протестных акций, вызванных нарушениями на парламентских выборах, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил в интервью "Коммерсанту", что западные провокаторы пытаются воздействовать на россиян в преддверии выборов президента через интернет и неправительственные организации. Тогда Патрушев уповал на благоразумие российского народа, который сможет противостоять вражескому влиянию.
Тогда же аналогичную уверенность в заинтересованности Запада в подрыве стабильности в России высказывал и генпрокурор РФ Юрий Чайка. В интервью "Российской газете" он с уверенностью заявил, что деньги на митинги оппозиции по большей части поступают из-за рубежа, а популярностью соцсетей пользуются экстремисты.
О якобы "проплаченных" Западом митингах заявлял в ходе "прямой линии" с россиянами через две недели после парламентских выборов и на встрече с представителями Общероссийского народного фронта тогдашний премьер-министр Владимир Путин.
Скандальный законопроект напрямую касается Рунета
Власти надеются удерживать протестное движение оппозиции в рамках при помощи законопроекта об увеличении штрафов за нарушения на митингах, при этом он касается напрямую и всех пользователей интернета. Ранее закон был принят в первом чтении. Второе чтение законопроекта пройдет 5 июня, окончательное чтение запланировано на 6 июня.
Накануне Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал внести в законопроект 19 поправок, внесенных партией власти, и отклонить 357 поправок от оппозиции. Авторы согласились снизить штрафы нарушителям правил проведения акций с изначально предлагавшегося 1 миллиона рублей до 300 тысяч. При этом был расширен перечень правонарушений, за которые штрафы будут выписывать.
Комитет рекомендовал нижней палате ввести штрафы за организацию фактически несанкционированных акций под видом "массового одновременного пребывания граждан в общественных местах", если это повлекло нарушение общественного порядка. Предполагается, что в случае нарушения порядка или санитарных правил будут наказывать: за организацию "массового скопления граждан в общественных местах", призывы, в том числе через интернет, собираться в одном и том же месте, повреждение объектов жизнеобеспечения и связи, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов или транспорта, доступу граждан к своим дома или к транспортным остановкам и станциям.
Как отмечает "Независимая газета", таким образом, теперь 300-тысячный штраф грозит каждому, кто упомянет в Сети о месте и времени акции протеста, если она закончится противоправными инцидентами.
В конце принятого накануне комитетом Госдумы документа отмечается, что к нарушениям правил проведения акций протеста приравнивается называемая предварительная агитация. Ею признается "сообщение гражданам, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, информации о месте, времени, целях проведения не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах и иной информации, связанной с их подготовкой и проведением".
По данным издания, уголовный розыск подмосковных Люберец уже предъявил претензии по этому поводу к владельцу интернет-портала Lubernet.ru Алексею Щедрову, где один из активистов ранее призывал граждан 6 мая выйти на митинги и не отступать, даже если власти откажутся согласовать акции. Теперь от владельца портала правоохранительные органы требуют раскрыть полную информацию об активисте Иване Тверском.
Экспертов закон смутил и озадачил. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала его "абсурдным и глупым", она уверена, что если люди захотят выйти на улицу, то выйдут - "скинутся по рублю и заплатят". Аналитики отмечают, что из-за неопределенности в формулировках вообще непонятно, о каких акциях идет речь. Глава Московской общественной наблюдательной комиссии Валерий Борщев назвал все происходящее "правовым безумием" и выразил уверенность, что ответственность должна быть за действия, но не за слова или призывы.